Экологическое регулирование — это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.
Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов и инструментов (рычагов) регулирования.
Сейчас в мире в этой области насчитывается свыше 80 различных экономических инструментов, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности.
Методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
1). Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Он положен в основу проведения экологической политики и её финансирования в большинстве развитых странах и достигается путём установления стандартов на загрязнения различного рода. Например, определяется максимально допустимый объём выбросов вредных веществ на единицу оборудования, устанавливаются нормы уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т. п. Акцент делается на законодательные ограничения вредного воздействия, государственное нормирование, контроль и санкции. Законы по охране природы основываются на принципе «загрязнитель платит».
2). Макроэкономические метод — это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов. Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, создание условий для иностранных инвестиций и т. д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.
3). Специальные механизмы и инструменты. Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Её основные элементы следующие:
- непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера ( подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);
- административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);
- государственное экономическое стимулированию и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);
- меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);
- формирование и реализация экологических программ.
Экономические инструменты государственного регулирования природоохранной деятельности.
Система экономических инструментов природоохранной деятельности включает в себя:
- налоговую политику;
- субсидии и льготное кредитование;
- ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;
- продажу прав на загрязнение;
- использование принципа «Залог—возврат»;
- штрафы;
- платежи за загрязнение и размещение отходов
Россия — одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. В настоящее время применяются три вида платежей: платежи за загрязнение атмосферы, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов.
Важное место в системе государственного регулирования природоохранной деятельности занимают государственные субсидии — денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению на стимулирование экологосбалансированной деятельности.
Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги.
Экологический Налог 2015–2016 | Ставка налога | Срок уплаты |
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами | В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса | Ст. 333.5 НК РФ: По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 6 августа 2015 года, оплату необходимо произвести 6 августа 2015 года. По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20-го числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26 марта 2015 года, оплату нужно совершить 26 марта, 20 апреля, 20 мая, 22 июня, 20 июля, 20 августа, 21 сентября, 20 октября, 20 ноября, 21 декабря 2015 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения. По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 11 ноября 2015 года, платеж нужно произвести до 20 декабря 2015 года. |
Водный налог | Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды | Ст. 333.12 НК РФ: I кв. — до 20 апреля 2015 года; II кв. — 20 июля 2015 года; III кв. — 20 октября 2015 года; IV кв. — 20 января 2016 года. |
Налог на добычу полезных ископаемых | Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых | Ст. 344 НК РФ: январь — до 25 февраля 2015 года; февраль — 25 марта 2015 года; март — 27 апреля 2015 года; апрель — 25 мая 2015 года; май — 25 июня 2015 года; июнь — 27 июля 2015 года; июль — 25 августа 2015 года; август — 25 сентября 2015 года; сентябрь — 26 октября 2015 года; октябрь — 25 ноября 2015 года; ноябрь — 25 декабря 2015 года; декабрь — 25 января 2016 года. |
Транспортный налог | Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз. | Ст. 363 НК РФ: физлица до 1 декабря 2016 года; организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О транспортном налоге в Московской области» от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ авансовые платежи необходимо уплатить до 28 апреля, 28 июля, 28 октября 2015 года, а налог — до 28 марта 2016 года. |
Земельный налог | Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель. | Ст. 397 НК РФ: физлица — до 1 декабря 2016 года; организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» от 23.11.2012 № 617–105 авансовые платежи необходимо уплатить до 30 апреля, 31 июля, 2 ноября 2015 года, а налог — до 10 февраля 2016 года |
Экологический сбор — это новое понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:
- производителей;
- импортеров.
Следует отметить, что за 2016 год и последующие периоды оплата будет осуществляться одним платежом до 15 апреля года, следующего за отчетным. Контроль за уплатой сбора возложен на Роспотребнадзор, а суммы указанного сбора будут поступать в федеральный бюджет РФ.