Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Комитет по энергетике при рассмотрении проекта бюджета особое внимание уделил вопросам донастройки топливного рынка


Коми­тет по энер­ге­ти­ке 9 октяб­ря рас­смот­рел про­ект Феде­раль­но­го зако­на «О феде­раль­ном бюд­же­те на 2024 год и на пла­но­вый пери­од 2025 и 2026 годов» на рас­ши­рен­ном засе­да­нии с уча­сти­ем Мини­стра энер­ге­ти­ки РФ Нико­лая Шуль­ги­но­ва. 

Острой теме цено­об­ра­зо­ва­ния на топ­ли­во в заклю­че­нии Коми­те­та посвя­щен целый раз­дел. Отме­ча­ет­ся, что дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством не преду­смот­ре­но госу­дар­ствен­ное регу­ли­ро­ва­ние цен на неф­те­про­дук­ты. Цены во всех сег­мен­тах рын­ка фор­ми­ру­ют­ся на рыноч­ных усло­ви­ях.

В 2022 году было про­из­ве­де­но 127 млн т топ­ли­ва, в том чис­ле 85 млн т дизе­ля и 42 млн т бен­зи­на. До кон­ца 2023 года ожи­да­ет­ся уве­ли­че­ние пока­за­те­лей про­из­вод­ства до 131 млн т (Боль­ше 88 млн т дизе­ля и 43 млн т бен­зи­на). При этом ожи­да­е­мое потреб­ле­ние на внут­рен­нем рын­ке соста­вит 87 млн т топ­ли­ва, из них дизе­ля — 51 млн т, бен­зи­на — 36 млн т. Таким обра­зом, про­из­вод­ства топ­ли­ва доста­точ­но для удо­вле­тво­ре­ния внут­рен­не­го спро­са.

По дан­ным РЭА Минэнер­го Рос­сии, по состо­я­нию на 04.10.2023 рост цен на топ­ли­во в роз­ни­це по бен­зи­ну марок АИ 92 и АИ 95 с нача­ла года соста­вил 5,81 % и 5,98 % соот­вет­ствен­но, на дизель­ное топ­ли­во — 5,53 %. При этом рост бир­же­вых цен с уче­том при­ня­тых мер по огра­ни­че­нию экс­пор­та неф­те­про­дук­тов соста­вил по АИ 92 — 52,42 %, по АИ 95 — 36,1 %.

Ситу­а­цию с цена­ми на топ­ли­во в теку­щем году усу­гу­би­ло реше­ние о сокра­ще­нии вдвое демп­фер­ных выплат в усло­ви­ях боль­шо­го нало­го­во­го манев­ра. В 2022 году их объ­ем соста­вил 2,17 трлн руб­лей, в феде­раль­ный бюд­жет на 2023 год на эти цели было зало­же­но 1,2 трлн руб­лей. С уче­том кор­рек­ти­ров­ки выплат, реше­ние о кото­рой было при­ня­то в июле, эта сум­ма зна­чи­тель­но умень­ше­на. Это непро­стое реше­ние потре­бо­ва­лось для балан­си­ров­ки феде­раль­но­го бюд­же­та и поз­во­ли­ло достичь этой цели. При этом акци­зы и нало­го­вая состав­ля­ю­щая в сто­и­мо­сти топ­ли­ва пре­вы­си­ли 85 %, что и при­ве­ло к росту цен НПЗ и бир­же­вых цен. 

На фоне рез­ко­го роста сто­и­мо­сти дизе­ля на внеш­них рын­ках уве­ли­чи­лись объ­е­мы так назы­ва­е­мо­го серо­го экс­пор­та, что спро­во­ци­ро­ва­ло дефи­цит топ­ли­ва на фоне роста спро­са, в том чис­ле со сто­ро­ны сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей, кото­рые заку­па­ют его на опто­вом и мел­ко­опто­вом рын­ке в пери­од убо­роч­ной. Это, в свою оче­редь, поро­ди­ло спе­ку­ля­тив­ный рост цен на дизель до 80–100 тыс. руб­лей за тон­ну. 

Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции были при­ня­ты сроч­ные меры по балан­си­ров­ке топ­лив­но­го рын­ка, огра­ни­че­нию экс­пор­та и напол­не­нию внут­рен­не­го рын­ка, что поз­во­ля­ет ста­би­ли­зи­ро­вать ситу­а­цию, убрать дефи­цит и спе­ку­ля­тив­ный фак­тор и, соот­вет­ствен­но, добить­ся тен­ден­ции сни­же­ния цен.

При этом ситу­а­ция пока­за­ла недо­ста­точ­ность регу­ли­ро­ва­ния внут­рен­не­го рын­ка топ­ли­ва. Для сгла­жи­ва­ния вли­я­ния коле­ба­ний миро­вых цен и дру­гих внеш­них фак­то­ров на внут­рен­ние цены необ­хо­ди­мы реше­ния дол­го­сроч­но­го харак­те­ра, направ­лен­ные на дона­строй­ку топ­лив­но­го рын­ка.

Коми­тет под­дер­жи­ва­ет уже при­ня­тые Пра­ви­тель­ством РФ меры, преж­де все­го изме­не­ние коэф­фи­ци­ен­та по демп­фе­ру с 0,5 до 1 для обес­пе­че­ния рав­но­до­ход­но­сти поста­вок неф­те­про­дук­тов на внеш­ний и внут­рен­ний рын­ки и уве­ли­че­ние нор­ма­ти­вов бир­же­вой про­да­жи бен­зи­на 5‑го клас­са до 15 %, дизе­ля — до 12 %. 

Так­же Коми­тет в сво­ем заклю­че­нии пред­ла­га­ет рас­смот­реть воз­мож­ность предо­став­ле­ния суб­си­дии сель­хоз­про­из­во­ди­те­лям в рам­ках госу­дар­ствен­ной про­грам­мы раз­ви­тия сель­ско­го хозяй­ства и регу­ли­ро­ва­ния рын­ков сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции, сырья и про­до­воль­ствия в раз­ме­ре упла­чи­ва­е­мых акци­зов и обес­пе­чить рас­ши­ре­ние мощ­но­стей про­дук­то­про­вод­ной систе­мы РФ, вклю­чая желез­но­до­рож­ный транс­порт.

Пред­се­да­тель Коми­те­та по энер­ге­ти­ке Павел Заваль­ный на засе­да­нии Коми­те­та отме­тил, что одним из путей сни­же­ния затрат на топ­ли­во явля­ет­ся пере­вод тех­ни­ки на при­род­ный газ (КПГ, СПГ). «Мы еже­год­но потреб­ля­ем поряд­ка 87 млн т жид­ких топ­лив. Сто­и­мость 1 куб. м сжа­то­го мета­на в сред­нем по Рос­сии состав­ля­ет 18 руб­лей, СПГ — 36 руб­лей за 1 куб. м, что зна­чи­тель­но дешев­ле бен­зи­на и дизель­но­го топ­ли­ва. Соот­вет­ствен­но, заме­ще­ние жид­ких топ­лив эти­ми вида­ми газа дает бюд­жет­ный эффект в виде отсут­ствия необ­хо­ди­мо­сти выпла­ты демп­фе­ра неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щим пред­при­я­ти­ям, уве­ли­чи­ва­ет экс­порт­ный потен­ци­ал неф­тя­ной отрас­ли, дает эко­но­ми­че­ский эффект для транс­порт­ных ком­па­ний, сни­жа­ет сто­и­мость пере­во­зок. Плюс эко­ло­гия: исполь­зо­ва­ние газа дает воз­мож­ность достичь шесто­го клас­са эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти топ­ли­ва. Для срав­не­ния: жид­кие топ­ли­ва, кото­рые мы про­из­во­дим, дают мак­си­мум пятый класс. Нуж­но актив­нее сти­му­ли­ро­вать пере­ход транс­пор­та на газ», — уве­рен Заваль­ный.

Госу­дар­ствен­ная про­грам­ма «Раз­ви­тие энер­ге­ти­ки» преду­смат­ри­ва­ет суб­си­ди­ро­ва­ние до 48 % рас­хо­дов по пере­во­ду транс­пор­та с бен­зи­на на метан. Про­грам­ма рас­про­стра­ня­ет­ся на все субъ­ек­ты Рос­сий­ской Феде­ра­ции, что долж­но спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию реа­ли­за­ции мета­на в каче­стве мотор­но­го топ­ли­ва до не менее 10 млрд куб. м к 2035 году.

При этом сред­няя загруз­ка запра­воч­ных стан­ций состав­ля­ет менее 30 % при нор­ма­ти­ве не менее 80 %, что сви­де­тель­ству­ет о недо­ста­точ­ном сти­му­ли­ро­ва­нии спро­са. В свя­зи с этим Коми­тет пред­ла­га­ет рас­смот­реть воз­мож­ность вве­де­ния допол­ни­тель­ных мер гос­под­держ­ки (суб­си­ди­ро­ва­ние, льгот­ные кре­ди­ты и лизин­го­вые про­грам­мы) для про­из­вод­ства газо­мо­тор­ной тех­ни­ки, в том чис­ле для сель­ско­хо­зяй­ствен­ных нужд, а так­же уве­ли­че­ние сти­му­ли­ро­ва­ния пере­обо­ру­до­ва­ния тех­ни­ки на газо­мо­тор­ное топ­ли­во в част­ном сек­то­ре.



Источ­ник: Сайт Гос­ду­мы РФ

Больше в Гражданское правоБольше записей в Гражданское право »
Больше в Новости законодательстваБольше записей в Новости законодательства »
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии