Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

КТО и КАК проверяет нормы охраны труда в организации?

Общий над­зор и кон­троль за тем, как рабо­то­да­те­ли соблю­да­ют тре­бо­ва­ния тру­до­во­го зако­но­да­тель­ства, пору­чен тру­до­вой инспек­ции (ч. пер­вая ст. 353 ТК РФ). Одна­ко в отдель­ных сфе­рах дея­тель­но­сти про­ве­рять могут и дру­гие госу­дар­ствен­ные струк­ту­ры (ч. вто­рая ст. 353 ТК РФ). К ним отно­сят­ся Росте­х­над­зор, Роспо­треб­над­зор. Особ­ня­ком сре­ди про­ве­ря­ю­щих сто­ит про­ку­ра­ту­ра.

Каж­дая кон­тро­ли­ру­ю­щая струк­ту­ра име­ет свой круг пол­но­мо­чий. Напри­мер, изу­чая, как рабо­то­да­те­ли соблю­да­ют пра­ви­ла охра­ны тру­да, тру­до­вая инспек­ция может:

  • посе­щать бес­пре­пят­ствен­но в любое вре­мя суток орга­ни­за­ции всех орга­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм и форм соб­ствен­но­сти, рабо­то­да­те­лей – физи­че­ских лиц;
  • запра­ши­вать у рабо­то­да­те­лей и их пред­ста­ви­те­лей и без­воз­мезд­но полу­чать от них необ­хо­ди­мые доку­мен­ты, объ­яс­не­ния, инфор­ма­цию;
  • изы­мать для ана­ли­за образ­цы исполь­зу­е­мых или обра­ба­ты­ва­е­мых мате­ри­а­лов и веществ;
  • рас­сле­до­вать несчаст­ные слу­чаи на про­из­вод­стве;
  • предъ­яв­лять рабо­то­да­те­лям и их пред­ста­ви­те­лям пред­пи­са­ния об устра­не­нии нару­ше­ний тру­до­во­го зако­но­да­тель­ства;
  • направ­лять в суды тре­бо­ва­ния о лик­ви­да­ции пред­при­я­тий или пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти их струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний;
  • выда­вать пред­пи­са­ния об отстра­не­нии от рабо­ты сотруд­ни­ков, не про­шед­ших обу­че­ние без­опас­ным мето­дам и при­е­мам выпол­не­ния работ, инструк­таж по охране тру­да, ста­жи­ров­ку на рабо­чих местах и про­вер­ку зна­ния тре­бо­ва­ний охра­ны тру­да;
  • запре­щать исполь­зо­ва­ние средств инди­ви­ду­аль­ной и кол­лек­тив­ной защи­ты работ­ни­ков, если такие сред­ства не соот­вет­ству­ют обя­за­тель­ным тех­ни­че­ским тре­бо­ва­ни­ям и тре­бо­ва­ни­ям охра­ны тру­да;
    состав­лять про­то­ко­лы и рас­смат­ри­вать дела об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях.

Росте­х­над­зо­ру дано пра­во про­ве­рять, как соблю­да­ют­ся тре­бо­ва­ния:

  • ядер­ной, ради­а­ци­он­ной, тех­ни­че­ской и пожар­ной без­опас­но­сти (на объ­ек­тах исполь­зо­ва­ния атом­ной энер­гии);
  • про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти при про­ек­ти­ро­ва­нии, стро­и­тель­стве, экс­плу­а­та­ции, кон­сер­ва­ции и лик­ви­да­ции опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов, изго­тов­ле­нии, мон­та­же, налад­ке, обслу­жи­ва­нии и ремон­те тех­ни­че­ских устройств, кото­рые при­ме­ня­ют­ся на опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тах, транс­пор­ти­ро­ва­нии опас­ных веществ на опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тах;
  • без­опас­но­сти в элек­тро­энер­ге­ти­ке;
  • без­опас­но­го веде­ния работ, свя­зан­ных с поль­зо­ва­ни­ем недра­ми;
  • пожар­ной без­опас­но­сти на под­зем­ных объ­ек­тах и при веде­нии взрыв­ных работ;
  • соб­ствен­ни­ка­ми гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний и экс­плу­а­ти­ру­ю­щи­ми орга­ни­за­ци­я­ми норм и пра­вил без­опас­но­сти гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний (за исклю­че­ни­ем судо­ход­ных гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний, а так­же гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний, пол­но­мо­чия по осу­ществ­ле­нию над­зо­ра за кото­ры­ми пере­да­ны орга­нам мест­но­го само­управ­ле­ния);
  • тех­ни­че­ских регла­мен­тов в уста­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти.

Роспо­треб­над­зор впра­ве про­ве­рять, как выпол­ня­ют­ся тре­бо­ва­ния зако­но­да­тель­ства в обла­сти сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия насе­ле­ния, а так­же тех­ни­че­ских регла­мен­тов.

Про­ку­рор над­зи­ра­ет за испол­не­ни­ем зако­нов, в том чис­ле и по охране тру­да. Он может:

  • предъ­явив слу­жеб­ное удо­сто­ве­ре­ние, бес­пре­пят­ствен­но вхо­дить на тер­ри­то­рии и в поме­ще­ния про­ве­ря­е­мых орга­ни­за­ций и пред­при­я­тий, иметь доступ к их доку­мен­там и мате­ри­а­лам, про­ве­рять испол­не­ние зако­нов в свя­зи с посту­пив­шей инфор­ма­ци­ей о фак­тах нару­ше­ния;
  • тре­бо­вать от руко­во­ди­те­лей и дру­гих долж­ност­ных лиц пред­став­ле­ния необ­хо­ди­мых доку­мен­тов, мате­ри­а­лов, ста­ти­сти­че­ских и дру­гих све­де­ний;
  • тре­бо­вать про­ве­де­ния про­ве­рок по посту­пив­шим в про­ку­ра­ту­ру мате­ри­а­лам и обра­ще­ни­ям граж­дан;
  • вызы­вать долж­ност­ных лиц и граж­дан для объ­яс­не­ний по пово­ду нару­ше­ний зако­нов;
  • выно­сить пред­став­ле­ния с тре­бо­ва­ни­ем устра­нить нару­ше­ния;
  • воз­бу­дить адми­ни­стра­тив­ное дело;
  • обра­тить­ся в суд в защи­ту прав работ­ни­ков или с тре­бо­ва­ни­ем при­ну­дить к выпол­не­нию зако­на;
  • тре­бо­вать про­ве­де­ния про­вер­ки дру­ги­ми кон­тро­ли­ру­ю­щи­ми струк­ту­ра­ми, кото­рые обя­за­ны выпол­нить тре­бо­ва­ние немед­лен­но.

Несмот­ря на раз­мы­тость фор­му­ли­ро­вок зако­на, в реаль­но­сти про­ку­ра­ту­ра обла­да­ет самы­ми боль­ши­ми пол­но­мо­чи­я­ми. Одна­ко она не под­ме­ня­ет собой дру­гие кон­тро­ли­ру­ю­щие струк­ту­ры.

Проф­со­юз­ные инспек­то­ры тру­да – это упол­но­мо­чен­ные (дове­рен­ные) лица по охране тру­да проф­со­ю­зов. Они так­же наде­ле­ны пра­вом кон­тро­ли­ро­вать, как рабо­то­да­те­ли соблю­да­ют тру­до­вое зако­но­да­тель­ство. Одна­ко объ­ём их широ­ких пол­но­мо­чий огра­ни­чен воз­мож­но­стью про­вер­ки толь­ко тех рабо­то­да­те­лей, у кото­рых рабо­та­ют чле­ны дан­но­го проф­со­ю­за (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Пла­но­вые меро­при­я­тия про­во­дят­ся не чаще одно­го раза в три года. Если про­вер­ка ком­плекс­ная, в ходе кон­тро­ля вме­сте с вопро­са­ми охра­ны тру­да про­ве­ря­ют пра­виль­ность веде­ния кад­ро­вой доку­мен­та­ции, локаль­ные нор­ма­тив­ные акты и пр. Если тема­ти­че­ская – зани­ма­ют­ся толь­ко охра­ной тру­да.

Доку­мен­тар­ная про­вер­ка про­во­дит­ся в инспек­ции или дру­гом кон­троль­ном ведом­стве. Про­ве­ря­ю­щие при­сы­ла­ют рабо­то­да­те­лю запрос, в кото­ром содер­жит­ся пере­чень инте­ре­су­ю­щих их доку­мен­тов. Она не может длить­ся более 20 дней, на малых пред­при­я­ти­ях – 50-ти часов, а на мик­ро­пред­при­я­ти­ях – 15 часов в год3. Если тре­бо­ва­ние в уста­нов­лен­ные сро­ки не выпол­нить, доку­мен­тар­ная про­вер­ка может пре­вра­тить­ся в выезд­ную.

Выезд­ная про­вер­ка про­во­дит­ся на тер­ри­то­рии рабо­то­да­те­ля.

Внеплановые проверки

Они пери­о­дич­но­сти не име­ют. Вне­пла­но­вое меро­при­я­тие назна­ча­ет­ся, когда нуж­но про­ве­рить, выпол­не­но ли пред­пи­са­ние тру­до­вой инспек­ции (кон­троль­ная про­вер­ка), или когда посту­пи­ла жало­ба от работ­ни­ка (целе­вая). Осно­ва­ни­ем может слу­жить так­же сооб­ще­ние в СМИ или све­де­ния из дру­гих источ­ни­ков о том, что в орга­ни­за­ции не все бла­го­по­луч­но с пра­ви­ла­ми охра­ны тру­да и т. д.

Жало­ба или сооб­ще­ние при­зна­ет­ся осно­ва­ни­ем для кон­тро­ля, если она содер­жит све­де­ния:

  • о нару­ше­нии рабо­то­да­те­лем тру­до­вых прав работ­ни­ков;
  • о воз­ник­но­ве­нии угро­зы при­чи­не­ния вре­да здо­ро­вью и(или) жиз­ни работ­ни­ков, окру­жа­ю­щей сре­де, а так­же угро­зы чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций тех­но­ген­но­го харак­те­ра;
  • о при­чи­не­нии вре­да здо­ро­вью и(или) жиз­ни работ­ни­ков, окру­жа­ю­щей сре­де, а так­же воз­ник­но­ве­ние ава­рий­ных и чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций тех­но­ген­но­го харак­те­ра.

Вне­пла­но­вая про­вер­ка может про­во­дить­ся в доку­мен­тар­ной и(или) выезд­ной фор­ме (п. 4 ста­тьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Пла­но­вой выезд­ной про­вер­ке пред­ше­ству­ет уве­дом­ле­ние от кон­тро­ли­ру­ю­щей струк­ту­ры. Оно долж­но прий­ти на пред­при­я­тие не менее чем за три рабо­чих дня до появ­ле­ния инспек­то­ров.

Когда про­ве­ря­ю­щие появят­ся на поро­ге вашей орга­ни­за­ции, они обя­за­ны предъ­явить свои слу­жеб­ные удо­сто­ве­ре­ния и рас­по­ря­же­ние на про­вер­ку. В нем долж­ны быть ука­за­ны:

  • дата оформ­ле­ния рас­по­ря­же­ния (при­ка­за);
  • дан­ные про­ве­ря­ю­ще­го (долж­ность, ФИО);
  • место про­ве­де­ния про­вер­ки (назва­ние и адрес орга­ни­за­ции);
  • цели и зада­чи про­вер­ки (пере­чень вопро­сов, кото­рые инте­ре­су­ют кон­тро­ле­ров);
  • осно­ва­ние для про­вер­ки;
  • состав экс­пер­тов (если при­вле­ка­ют­ся);
  • срок про­вер­ки;
  • печать руко­во­ди­те­ля про­ве­ря­ю­щей орга­ни­за­ции и его под­пись

Если инспек­то­рам потре­бу­ет­ся, они могут при­влечь для про­ве­де­ния про­вер­ки экс­пер­тов в какой-либо узкой обла­сти зна­ний. Поэто­му не удив­ляй­тесь, если к вам при­дет целая груп­па инспек­ти­ру­ю­щих.

Как проходит внеплановая проверка

Вне­пла­но­вая про­вер­ка начи­на­ет­ся ина­че. Кон­тро­ле­ры не все­гда обя­за­ны уве­дом­лять о сво­ем появ­ле­нии. Так, уве­дом­ле­ние не менее чем за сут­ки долж­но быть направ­ле­но рабо­то­да­те­лю, если меро­при­я­тие про­во­дит­ся:

  • по мате­ри­а­лам, посту­пив­шим из про­ку­ра­ту­ры;
  • с целью про­ве­рить, как испол­не­но ранее выдан­ное пред­пи­са­ние.

О сво­ем появ­ле­нии инспек­то­ры не пре­ду­пре­жда­ют, если осно­ва­ни­ем явля­ет­ся жало­ба работ­ни­ка о нару­ше­нии его прав или сооб­ще­ние о нару­ше­нии тре­бо­ва­ний охра­ны тру­да, кото­рое угро­жа­ет жиз­ни и здо­ро­вью работ­ни­ков. Тем не менее рас­по­ря­же­ние руко­во­ди­те­ля кон­тро­ли­ру­ю­ще­го ведом­ства долж­но быть на руках у инспек­то­ров. Его отсут­ствие явля­ет­ся гру­бым нару­ше­ни­ем пра­вил про­ве­де­ния про­ве­рок.

Процедура документарной проверки

Доку­мен­тар­ная про­вер­ка начи­на­ет­ся с того, что на пред­при­я­тие при­хо­дит уве­дом­ле­ние из Ростру­д­ин­спек­ции о нача­ле кон­троль­но­го меро­при­я­тия. Вме­сте с ним инспек­то­ры при­сы­ла­ют копию рас­по­ря­же­ния сво­е­го руко­во­ди­те­ля и моти­ви­ро­ван­ный запрос, в кото­ром ука­зан пере­чень доку­мен­тов, кото­рые тре­бу­ют­ся про­ве­ря­ю­щим. Их пере­чень опре­де­ля­ет­ся исхо­дя из объ­е­ма кон­троль­но­го меро­при­я­тия.

Тру­до­вая инспек­ция не впра­ве тре­бо­вать доку­мен­ты, кото­рые не отно­сят­ся к пред­ме­ту про­вер­ки. Рабо­то­да­тель дол­жен в тече­ние 10 рабо­чих дней отпра­вить в инспек­цию копии доку­мен­тов, заве­рен­ные печа­тью орга­ни­за­ции. Если запрос посту­пил инди­ви­ду­аль­но­му пред­при­ни­ма­те­лю, и у него нет печа­ти, допу­сти­мо отпра­вить копии без ее оттис­ка.

Если рабо­то­да­тель не уло­жит­ся в отве­ден­ный зако­ном срок, его ждет штраф в раз­ме­ре от 100 до 300 руб­лей для граж­дан, от 300 до 500 руб­лей для долж­ност­ных лиц, и от 3000 до 5000 руб­лей для орга­ни­за­ций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В тече­ние 20 рабо­чих дней инспек­то­ры рас­смат­ри­ва­ют посту­пив­шие доку­мен­ты. Если они обна­ру­жат про­ти­во­ре­чия, ошиб­ки или предо­став­лен­ных све­де­ний ока­жет­ся недо­ста­точ­но, то потре­бу­ют от рабо­то­да­те­ля пись­мен­ных объ­яс­не­ний. На ответ рабо­то­да­те­лю дает­ся еще 10 рабо­чих дней. Если же и пояс­не­ния их не устро­ят, руко­во­ди­тель тер­ри­то­ри­аль­но­го отде­ла Ростру­д­ин­спек­ции издаст соот­вет­ству­ю­щее рас­по­ря­же­ние, и доку­мен­тар­ная про­вер­ка пре­вра­тит­ся в выезд­ную.

Процедура выездной проверки

При­дя на пред­при­я­тие, инспек­то­ры потре­бу­ют предо­ста­вить пере­чень доку­мен­тов, кото­рый ука­зан у них в рас­по­ря­же­нии на про­вер­ку. Как пра­ви­ло, про­ве­ря­ю­щие запра­ши­ва­ют:

  • сви­де­тель­ство о госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции юри­ди­че­ско­го лица или инди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля;
  • сви­де­тель­ство о поста­нов­ке на нало­го­вый учет;
  • устав;
  • дого­вор арен­ды или сви­де­тель­ство на соб­ствен­ность;
  • тру­до­вые дого­во­ры с работ­ни­ка­ми;
  • пра­ви­ла внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка;
  • кол­лек­тив­ный дого­вор;
  • инструк­ции по охране тру­да;
  • жур­на­лы инструк­та­жей по охране тру­да;
  • поло­же­ние о служ­бе охра­ны тру­да;
  • долж­ност­ные обя­зан­но­сти руко­во­ди­те­ля по охране тру­да;
  • при­каз о назна­че­нии ответ­ствен­но­го по охране тру­да;
  • кар­ты атте­ста­ции рабо­чих мест;
  • план орга­ни­за­ци­он­но-тех­ни­че­ских меро­при­я­тий по улуч­ше­нию усло­вий и охра­ны тру­да;
  • кар­точ­ки выда­чи СИЗ работ­ни­кам;
  • жур­на­лы уче­та выда­чи СИЗ;
  • при­ка­зы о предо­став­ле­нии допол­ни­тель­ных отпус­ков (если есть вред­ные и опас­ные фак­то­ры про­из­вод­ства).

Полу­чив тре­бу­е­мые доку­мен­ты, про­ве­ря­ю­щие вни­ма­тель­но их изу­чат. Не сто­ит наде­ять­ся, что они упу­стят из виду мел­кие огре­хи. Затем инспек­то­ры обя­за­тель­но прой­дут по тер­ри­то­рии пред­при­я­тия, посмот­рят, как в реаль­но­сти выпол­ня­ют­ся пра­ви­ла охра­ны тру­да, исполь­зу­ют­ся ли сред­ства инди­ви­ду­аль­ной защи­ты, име­ют­ся ли необ­хо­ди­мые инфор­ма­ци­он­ные таб­лич­ки и пла­ка­ты. Если в меро­при­я­тии участ­ву­ет экс­перт, могут быть взя­ты про­бы воз­ду­ха в рабо­чих зонах, про­ве­де­ны заме­ры осве­щен­но­сти, шума и т.д. Самые въед­ли­вые кон­тро­ле­ры опро­сят рабо­чих, про­во­дят­ся ли с ними инструк­та­жи, обу­че­ние по охране тру­да, пого­во­рят о реаль­ных усло­ви­ях рабо­ты и т.п.

Все выяв­лен­ные недо­че­ты будут учте­ны и отра­же­ны в акте про­вер­ки.

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

  1. Про­ве­рить, как выпол­ня­ют­ся пра­ви­ла охра­ны тру­да, может не толь­ко тру­до­вая инспек­ция и про­ку­ра­ту­ра. Инспек­ти­ро­вать эти вопро­сы может Росте­х­над­зор, Роспор­теб­над­зор и проф­со­ю­зы.
  2. Пла­но­вые про­вер­ки тру­до­вая инспек­ция все­гда согла­со­вы­ва­ет с про­ку­ра­ту­рой. О кон­троль­ных меро­при­я­ти­ях на пред­сто­я­щий год все­гда мож­но узнать на сай­те Ростру­да. Инфор­ма­ция на нем долж­на появить­ся не позд­нее 10 декаб­ря теку­ще­го года.
  3. Если вы не предо­ста­ви­те по запро­су кон­тро­ле­ров необ­хо­ди­мый пере­чень доку­мен­тов, доку­мен­тар­ная про­вер­ка может пре­вра­тить­ся в выезд­ную.
  4. Рас­по­ря­же­ние (при­каз) руко­вод­ства кон­тро­ли­ру­ю­ще­го ведом­ства явля­ет­ся обя­за­тель­ным атри­бу­том любой про­вер­ки. Без него дей­ствия инспек­то­ров неза­кон­ны.
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments