Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Куда пожаловаться на банк?

Еже­днев­но свы­ше пяти­сот ком­мер­че­ских бан­ков­ских орга­ни­за­ций зани­ма­ют­ся предо­став­ле­ни­ем сво­их услуг кли­ен­там по всей Рос­сии. Из-за посто­ян­но обнов­ля­ю­щей­ся линей­ки ока­зы­ва­е­мых услуг неред­ко стра­да­ет каче­ство само­го сер­ви­са: некор­рект­ная рабо­та бан­ков­ских тер­ми­на­лов, необос­но­ван­ное спи­са­ние денег с кар­ты, гру­бость и непро­фес­си­о­на­лизм бан­ков­ских работ­ни­ков. К сча­стью кли­ен­тов, пере­чис­лен­ные нару­ше­ния потре­би­тель­ских прав мож­но раз­ре­шить, обра­тив­шись в упол­но­мо­чен­ные над­зор­ные инстан­ции.

В дан­ной ста­тье мы отве­тим на сле­ду­ю­щие постав­лен­ные вопро­сы: что может послу­жить осно­ва­ни­ем для обжа­ло­ва­ния дей­ствий бан­ка? куда при этом сле­ду­ет обра­щать­ся? как гра­мот­но соста­вить доку­мент? Отве­ты на эти и дру­гие вопро­сы ищи­те в этой ста­тье.

Основания

Осно­ва­ни­ем для пода­чи жало­бы на банк может послу­жить одна из сле­ду­ю­щих при­чин:

  • Банк нару­ша­ет усло­вия дого­во­ра, заклю­чен­но­го с кли­ен­том;
  • Банк меня­ет внут­рен­ние пра­ви­ла, не уве­дом­ляя кли­ен­тов об этом (напри­мер, сро­ки вне­се­ния обя­за­тель­ных пла­те­жей), что, в ито­ге, обо­ра­чи­ва­ет­ся для послед­них неожи­дан­но воз­ник­шей задол­жен­но­стью по кре­ди­ту и т. п.;
  • Банк нару­ша­ет поли­ти­ку кон­фи­ден­ци­аль­но­сти кли­ен­тов, зани­ма­ет­ся раз­гла­ше­ни­ем и пере­да­чей пер­со­наль­ной инфор­ма­ции (напри­мер, кол­лек­тор­ским орга­ни­за­ци­ям) заем­щи­ка, а так­же совер­ша­ет дру­гие подоб­ные дей­ствия;
  • Банк бес­при­чин­но отка­зы­ва­ет в выда­че карты/открытии сче­та;
  • Банк без­осно­ва­тель­но отка­зы­ва­ет­ся предо­став­лять све­де­ния об обслу­жи­ва­нии;
  • Банк зани­ма­ет­ся непра­во­мер­ным спи­са­ни­ем денеж­ных средств с кар­ты кли­ен­та;
  • Работ­ни­ки бан­ка про­яв­ля­ют неува­же­ние или неком­пе­тент­ность по отно­ше­нию к сво­им потен­ци­аль­ным или посто­ян­ным кли­ен­там;
  • Дру­гие непра­во­мер­ные действия/бездействие, допус­ка­е­мые со сто­ро­ны бан­ка по отно­ше­нию к сво­им кли­ен­там.

Вни­ма­ниеattention-icon-7526469

Подав жало­бу на банк по одно из пере­чис­лен­ных выше при­чин, он может быть при­вле­чен к дис­ци­пли­нар­ной, адми­ни­стра­тив­ной или уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти.

Куда жаловаться

  • Адми­ни­стра­ция
  • Цен­тро­банк
  • Роспо­треб­над­зор
  • ФАС
  • Про­ку­ра­ту­ра
  • Суд

Рас­смот­рим поря­док обра­ще­ния в каж­дую из пере­чис­лен­ных инстан­ций по отдель­но­сти.

Администрация

Преж­де чем обра­щать­ся в одну из выше­сто­я­щих инстан­ций, в пол­но­мо­чия кото­рых вхо­дит кон­троль дея­тель­но­сти ком­мер­че­ских бан­ков­ских орга­ни­за­ций, а так­же устра­не­ние выяв­лен­ных в них нару­ше­ний, сле­ду­ет пред­при­нять попыт­ку уре­гу­ли­ро­ва­ния воз­ник­шей ситу­а­ции на внут­ри­ве­дом­ствен­ном уровне, а имен­но – путем обра­ще­ния к адми­ни­стра­ции бан­ка.

Осно­ва­ни­ем для обра­ще­ния с жало­бой к руко­во­ди­те­лю отде­ла, управ­ле­ния или офи­са может послу­жить непра­во­мер­ные дей­ствия одно­го из его работ­ни­ков. Напри­мер, работ­ник отде­ла кре­ди­то­ва­ния слиш­ком гру­бо обра­щал­ся с одним из обра­тив­ших­ся в него кли­ен­тов, отка­зы­вал­ся предо­став­лять инфор­ма­цию и проч.

Вни­ма­ниеattention-icon-7526469

В этом слу­чае, оскорб­лен­ный кли­ент впра­ве обра­тить­ся к его непо­сред­ствен­но­му началь­ни­ку (в дан­ном слу­чае, началь­ни­ку отде­ла кре­ди­то­ва­ния) и пожа­ло­вать на его под­чи­нен­но­го в уст­ной или пись­мен­ной фор­ме.

Если руко­во­ди­тель отде­ла отка­зы­ва­ет­ся идти навстре­чу кли­ен­ту, нака­зы­вать сво­е­го работ­ни­ка и устра­нять обо­зна­чен­ное нару­ше­ние потре­би­тель­ских или граж­дан­ских прав, сле­ду­ет пере­хо­дить на сле­ду­ю­щий этап и обра­щать­ся в Цен­тро­банк.

Центробанк

Цен­тро­банк счи­та­ет­ся глав­ным кон­тро­ли­ру­ю­щим орга­ном над бан­ков­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми, кото­рый зани­ма­ет­ся рас­смот­ре­ни­ем пре­тен­зий, свя­зан­ных с:

  • нару­ше­ни­ем прав потре­би­те­лей, вос­поль­зо­вав­ших­ся финан­со­вы­ми услу­га­ми бан­ка;
  • несо­блю­де­ни­ем зако­но­да­тель­ных норм, име­ю­щих отно­ше­ние к бан­ков­ской и при­бли­жен­ной к ней дея­тель­но­сти.

При обра­ще­нии в дан­ную над­зор­ную инстан­цию пред­ва­ри­тель­но тре­бу­ет­ся поза­бо­тить­ся соста­вить жало­бу. О том, как это сде­лать, читай­те в послед­нем раз­де­ле.

Роспотребнадзор

Основ­ной функ­ци­ей Роспо­треб­над­зо­ра явля­ет­ся кон­троль и защи­та потре­би­тель­ских прав, в кон­крет­ном слу­чае – потре­би­те­лей бан­ков­ских услуг и това­ров.

Осно­ва­ни­ем для пода­чи жало­бы на банк в дан­ную струк­ту­ру может послу­жить нару­ше­ния, каса­ю­щи­е­ся соблю­де­ния кон­фи­ден­ци­аль­но­сти пер­со­наль­ных дан­ных.

ФАС

В обя­зан­но­сти Феде­раль­ной анти­мо­но­поль­ной служ­бы вхо­дит рас­смот­ре­ние пре­тен­зи­он­ных хода­тайств, име­ю­щих отно­ше­ние к нару­ше­нию анти­мо­но­поль­но­го, кор­руп­ци­он­но­го и реклам­но­го зако­но­да­тель­ства.

Прокуратура

Осно­ва­ни­ем для обра­ще­ния в такой пра­во­охра­ни­тель­ный орган, как про­ку­ра­ту­ра, может послу­жить совер­ше­ние одним из работ­ни­ков бан­ка уго­лов­но­го или адми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.

Напри­мер, при оформ­ле­нии кре­ди­та, сотруд­ник намек­нул кли­ент­ку на взят­ку или, вовсе, откро­вен­но­го вымо­гал день­ги. В дан­ном слу­чае име­ет место быть факт мошен­ни­че­ства, тре­бу­е­мый вме­ша­тель­ства работ­ни­ков пра­во­охра­ни­тель­но­го орга­на.

Суд

Если обра­ще­ние ни в одну из пере­чис­лен­ных в преды­ду­щих раз­де­лах инстан­ций не при­нес­ло долж­ных резуль­та­тов, сле­ду­ет обра­тить­ся в выше­сто­я­щую инстан­цию – суд.

Осно­ва­ни­ем для пода­чи иска на банк в суд долж­но стать взыс­ка­ние денеж­ных средств, кото­рые были непра­во­мер­но удержаны/списаны с лич­но­го сче­та кли­ен­та.

Вни­ма­ниеattention-icon-7526469

Преж­де чем пере­хо­дить к эта­пу пода­чи иска на банк, необ­хо­ди­мо прой­ти ста­дию пре­тен­зи­он­но­го про­из­вод­ства.

Как составить жалобу

Несмот­ря на отсут­ствие зако­но­да­тель­но утвер­жден­ной фор­мы жало­бы на бан­ков­скую орга­ни­за­цию, при состав­ле­нии доку­мен­та сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся неко­то­рых струк­тур­ных и содер­жа­тель­ных осо­бен­но­стей, а имен­но:

  • В «шап­ке» доку­мен­та про­пи­сы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая инфор­ма­ция: рек­ви­зи­ты заяви­те­ля (фами­лия, имя, отче­ство, адрес посто­ян­но­го или фак­ти­че­ско­го про­жи­ва­ния, номер мобиль­но­го теле­фо­на), рек­ви­зи­ты инстан­ции, в кото­рую жало­ба направ­ля­ет­ся (пол­ное наиме­но­ва­ние орга­ни­за­ции, юри­ди­че­ский адрес, упол­но­мо­чен­ное лицо);
  • Назва­ние доку­мен­та, а имен­но – «Жало­ба»;
  • Основ­ная часть вклю­ча­ет в себя ука­за­ние прав заяви­те­ля (кли­ен­та бан­ка), кото­рые были нару­ше­ны (со отсыл­кой на кон­крет­ные ста­тьи зако­но­да­тель­ства, под­твер­жда­ю­щие пра­во­на­ру­ше­ние) с опи­са­ние ситу­а­ции в целом (место, адрес бан­ка) и обсто­я­тельств (вре­мя, дата, участ­ни­ки), когда про­изо­шла кон­фликт­ная ситу­а­ции;
  • Пере­чень при­ла­га­е­мой доку­мен­та­ции. В дан­ном раз­де­ле пере­чис­ля­ют­ся все при­ла­га­е­мые к жало­бе мате­ри­а­лы, кото­рые высту­пят дока­за­тель­ством фак­тов и обсто­я­тельств, пере­чис­лен­ных в основ­ной части доку­мен­та: выпис­ка с бан­ков­ской кар­ты, с кото­рой неза­кон­но­го спи­са­ли денеж­ные сред­ства, чеки, кви­тан­ции, фото, видео, запись с дик­то­фо­на и проч.;
  • Тре­бо­ва­ния. В этой части заяви­тель изла­га­ет суть про­ше­ние по отно­ше­ние к инстан­ции, в кото­рую он обра­ща­ет­ся. В каче­стве тре­бо­ва­ния может быть выдви­ну­то, к при­ме­ру, про­ше­ние об устра­не­нии воз­ник­ших послед­ствий нару­ше­ния его потре­би­тель­ских или граж­дан­ских прав;
  • В самом кон­це про­став­ля­ет­ся дата пода­чи доку­мен­та, а так­же лич­ная под­пись заяви­те­ля.

Образцы

Ска­чатьdownload-icon-9556348

Ска­чатьdownload-icon-9556348

Ска­чатьdownload-icon-9556348

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector