Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Льготы и компенсации при использовании личного автомобиля работника в служебных целях

lori-0003891358-smallwww-300x200-9234119В насто­я­щее вре­мя неред­ки слу­чаи, когда рабо­то­да­тель при заклю­че­нии тру­до­во­го дого­во­ра с работ­ни­ком обя­за­тель­ным усло­ви­ем ста­вит нали­чие у работ­ни­ка лич­но­го авто­мо­би­ля и его исполь­зо­ва­ние в слу­жеб­ных целях. В резуль­та­те работ­ник на соб­ствен­ном авто­мо­би­ле выпол­ня­ет слу­жеб­ные пору­че­ния. В этом слу­чае тру­до­вое зако­но­да­тель­ство обя­зы­ва­ет рабо­то­да­те­ля выпла­чи­вать работ­ни­ку ком­пен­са­цию и воз­ме­щать рас­хо­ды.

В соот­вет­ствии с поло­же­ни­я­ми ст. 188 ТК РФ при исполь­зо­ва­нии работ­ни­ком с согла­сия или ведо­ма рабо­то­да­те­ля и в его инте­ре­сах лич­но­го иму­ще­ства работ­ни­ку долж­ны выпла­чи­вать­ся ком­пен­са­ция за исполь­зо­ва­ние, износ (амор­ти­за­цию) инстру­мен­та, лич­но­го транс­пор­та, обо­ру­до­ва­ния и дру­гих тех­ни­че­ских средств и мате­ри­а­лов, при­над­ле­жа­щих работ­ни­ку, а так­же воз­ме­щать­ся рас­хо­ды, свя­зан­ные с их исполь­зо­ва­ни­ем.

Таким обра­зом, если работ­ник исполь­зу­ет свой лич­ный авто­мо­биль в слу­жеб­ных целях, он впра­ве тре­бо­вать от рабо­то­да­те­ля соот­вет­ству­ю­щих ком­пен­са­ций.

Усло­вия, при выпол­не­нии кото­рых у рабо­то­да­те­ля воз­ни­ка­ет обя­зан­ность ком­пен­си­ро­вать работ­ни­ку исполь­зо­ва­ние авто­мо­би­ля и воз­ме­щать рас­хо­ды, сле­ду­ю­щие:

  1. авто­мо­биль исполь­зу­ет­ся самим работ­ни­ком;
  2. исполь­зо­ва­ние про­из­во­дит­ся в инте­ре­сах рабо­то­да­те­ля;
  3. рабо­то­да­тель выра­зил свое согла­сие на то, что­бы работ­ник исполь­зо­вал лич­ный авто­мо­биль в слу­жеб­ных целях или в кур­се тако­го исполь­зо­ва­ния.

В соот­вет­ствии со ст. 188 ТК РФ в поль­зу работ­ни­ка долж­ны про­из­во­дить­ся два вида выплат:

  1. ком­пен­са­ция за исполь­зо­ва­ние, износ (амор­ти­за­цию) лич­но­го транс­пор­та;
  2. воз­ме­ще­ние рас­хо­дов, свя­зан­ных с его исполь­зо­ва­ни­ем.

Для того что­бы согла­со­вать раз­мер ком­пен­са­ции и воз­ме­ще­ния рас­хо­дов, работ­ни­ку и рабо­то­да­те­лю необ­хо­ди­мо заклю­чить пись­мен­ное согла­ше­ние.

В таком согла­ше­нии целе­со­об­раз­но ука­зать:

  1. тех­ни­че­ские и реги­стра­ци­он­ные дан­ные исполь­зу­е­мо­го авто­мо­би­ля;
  2. пра­ва работ­ни­ка в отно­ше­нии авто­мо­би­ля (соб­ствен­ность, вла­де­ние на осно­ва­нии дове­рен­но­сти и др.);
  3. поря­док исполь­зо­ва­ния авто­мо­би­ля (вре­мя исполь­зо­ва­ния, воз­мож­ные огра­ни­че­ния).

Раз­мер ком­пен­са­ции опре­де­ля­ет­ся сто­ро­на­ми тру­до­во­го дого­во­ра само­сто­я­тель­но и фик­си­ру­ет­ся в пись­мен­ном виде, а доку­мен­таль­ным осно­ва­ни­ем для осу­ществ­ле­ния выпла­ты дан­ной ком­пен­са­ции явля­ет­ся при­каз рабо­то­да­те­ля.

Как мы видим, сто­ро­ны впра­ве уста­но­вить любой раз­мер ком­пен­са­ции, но для целей нало­го­об­ло­же­ния при­бы­ли рас­хо­ды на выпла­ту ком­пен­са­ции будут учи­ты­вать­ся толь­ко в пре­де­лах норм, утвер­жда­е­мых Пра­ви­тель­ством РФ, в соста­ве про­чих рас­хо­дов, свя­зан­ных с про­из­вод­ством и (или) реа­ли­за­ци­ей.

Такие нор­мы в насто­я­щее вре­мя при­ня­ты Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 8 фев­ра­ля 2002 г. N 92 «Об уста­нов­ле­нии норм рас­хо­дов орга­ни­за­ций на выпла­ту ком­пен­са­ции за исполь­зо­ва­ние для слу­жеб­ных поез­док лич­ных лег­ко­вых авто­мо­би­лей и мото­цик­лов, в пре­де­лах кото­рых при опре­де­ле­нии нало­го­вой базы по нало­гу на при­быль орга­ни­за­ций такие рас­хо­ды отно­сят­ся к про­чим рас­хо­дам, свя­зан­ным с про­из­вод­ством и реа­ли­за­ци­ей»:

  1. по лег­ко­вым авто­мо­би­лям с рабо­чим объ­е­мом дви­га­те­ля до 2000 куб. см вклю­чи­тель­но — 1200 руб. в месяц, а свы­ше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц;
  2. по мото­цик­лам — 600 руб. в месяц.

Эти нор­мы исполь­зу­ют­ся так­же для опре­де­ле­ния рас­хо­дов на выпла­ту ком­пен­са­ции за исполь­зо­ва­ние для слу­жеб­ных поез­док лич­ных лег­ко­вых авто­мо­би­лей и мото­цик­лов.

Необ­хо­ди­мость выпла­ты ком­пен­са­ции за исполь­зо­ва­ние лич­но­го авто­мо­би­ля явля­ет­ся обще­из­вест­ным фак­том. Одна­ко не все зна­ют, что поми­мо ком­пен­са­ции рабо­то­да­тель обя­зан так­же воз­ме­щать работ­ни­ку рас­хо­ды, свя­зан­ные с таким исполь­зо­ва­ни­ем (затра­ты на горю­че-сма­зоч­ные мате­ри­а­лы, рас­ход­ные мате­ри­а­лы и т.п.).

Раз­ме­ры воз­ме­ще­ния рас­хо­дов так­же опре­де­ля­ют­ся в пись­мен­ном согла­ше­нии меж­ду работ­ни­ком и рабо­то­да­те­лем.

Доку­мен­таль­ным осно­ва­ни­ем слу­жат пред­став­лен­ные работ­ни­ком доку­мен­ты: чеки АЗС, товар­ные чеки на зап­ча­сти, кви­тан­ции об опла­те со стан­ций тех­об­слу­жи­ва­ния и т.д.

Посколь­ку авто­мо­биль при­над­ле­жит работ­ни­ку, оче­вид­но, что послед­ний исполь­зу­ет его так­же и в лич­ных целях в нера­бо­чее вре­мя. Поэто­му орга­ни­за­ция впра­ве ком­пен­си­ро­вать затра­ты на ГСМ и зап­ча­сти толь­ко про­пор­ци­о­наль­но вре­ме­ни исполь­зо­ва­ния авто­мо­би­ля в про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти.

Для это­го орга­ни­за­ции необ­хо­ди­мо соста­вить соот­вет­ству­ю­щие рас­че­ты. В отно­ше­нии ГСМ нуж­но опре­де­лить нор­му рас­хо­да бен­зи­на на кило­метр и посчи­тать коли­че­ство кило­мет­ров, прой­ден­ных авто­мо­би­лем в про­цес­се исполь­зо­ва­ния его работ­ни­ком в слу­жеб­ных целях (что долж­но быть под­твер­жде­но марш­рут­ны­ми и путе­вы­ми листа­ми). По зап­ча­стям мож­но соста­вить про­пор­цию в соот­вет­ствии с вре­ме­нем исполь­зо­ва­ния авто­мо­би­ля для слу­жеб­ных и лич­ных целей.

Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 20 июня 1992 г. N 414 были уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие нор­мы:

  1. орга­ни­за­ции вклю­ча­ют в себе­сто­и­мость про­дук­ции (работ, услуг) затра­ты на ком­пен­са­цию сво­им работ­ни­кам за исполь­зо­ва­ние ими лич­ных авто­мо­би­лей для слу­жеб­ных поез­док по утвер­жден­ным им пре­дель­ным нор­мам;
  2. орга­ни­за­ции, рас­по­ло­жен­ные в рай­о­нах Край­не­го Севе­ра и при­рав­нен­ных к ним мест­но­стях, могут при­ме­нять ука­зан­ные нор­мы с повы­ше­ни­ем до 10% в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных усло­вий экс­плу­а­та­ции лег­ко­вых авто­мо­би­лей;
  3. Мини­стер­ству финан­сов РФ необ­хо­ди­мо уста­но­вить усло­вия выпла­ты ком­пен­са­ции работ­ни­кам за исполь­зо­ва­ние ими лич­ных лег­ко­вых авто­мо­би­лей для слу­жеб­ных поез­док, а так­же поря­док при­ме­не­ния пре­дель­ных норм, преду­смот­рен­ных ука­зан­ным Поста­нов­ле­ни­ем, в бюд­жет­ных учре­жде­ни­ях.

В свя­зи с этим Мини­стер­ство финан­сов РФ сфор­му­ли­ро­ва­ло при­ве­ден­ные далее поло­же­ния.

  1. Ком­пен­са­ция выпла­чи­ва­ет­ся работ­ни­кам орга­ни­за­ций и учре­жде­ний за исполь­зо­ва­ние ими для слу­жеб­ных поез­док лич­ных лег­ко­вых авто­мо­би­лей. Выпла­та про­из­во­дит­ся в тех слу­ча­ях, когда их рабо­та по роду про­из­вод­ствен­ной (слу­жеб­ной) дея­тель­но­сти свя­за­на с посто­ян­ны­ми слу­жеб­ны­ми разъ­ез­да­ми в соот­вет­ствии с их долж­ност­ны­ми обя­зан­но­стя­ми.
  2. Раз­ме­ры ком­пен­са­ции за исполь­зо­ва­ние для слу­жеб­ных поез­док лич­но­го лег­ко­во­го авто­мо­би­ля ино­стран­ных марок зави­сят от того, к како­му клас­су авто­мо­би­ля по сво­им тех­ни­че­ским пара­мет­рам может быть при­рав­нен этот лич­ный лег­ко­вой авто­мо­биль.
  3. Осно­ва­ние для выпла­ты ком­пен­са­ции работ­ни­кам, исполь­зу­ю­щим лич­ные лег­ко­вые авто­мо­би­ли для слу­жеб­ных поез­док, — при­каз руко­во­ди­те­ля орга­ни­за­ции, учре­жде­ния, в кото­рых преду­смат­ри­ва­ют­ся раз­ме­ры этой ком­пен­са­ции.

Кон­крет­ный раз­мер ком­пен­са­ции опре­де­ля­ет­ся в зави­си­мо­сти от интен­сив­но­сти исполь­зо­ва­ния лич­но­го лег­ко­во­го авто­мо­би­ля для слу­жеб­ных поез­док.

В раз­ме­рах ком­пен­са­ции работ­ни­ку учте­но воз­ме­ще­ние затрат по экс­плу­а­та­ции исполь­зу­е­мо­го для слу­жеб­ных поез­док лич­но­го лег­ко­во­го авто­мо­би­ля (сум­ма изно­са, затра­ты на горю­че-сма­зоч­ные мате­ри­а­лы, тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние и теку­щий ремонт).

Для полу­че­ния ком­пен­са­ции работ­ни­ки пред­став­ля­ют в бух­гал­те­рию орга­ни­за­ции, учре­жде­ния копию тех­ни­че­ско­го пас­пор­та лич­но­го авто­мо­би­ля, заве­рен­ную в уста­нов­лен­ном поряд­ке.

Ком­пен­са­ция работ­ни­кам орга­ни­за­ций и бюд­жет­ных учре­жде­ний, исполь­зу­ю­щим для слу­жеб­ных поез­док лич­ные лег­ко­вые авто­мо­би­ли, выпла­чи­ва­ет­ся в пре­де­лах ассиг­но­ва­ний на содер­жа­ние лег­ко­вых авто­мо­би­лей, преду­смот­рен­ных на эти цели, по сме­те соот­вет­ству­ю­щих орга­ни­за­ций, учре­жде­ний.

Ком­пен­са­ции руко­во­ди­те­лям орга­ни­за­ций и бюд­жет­ных учре­жде­ний выпла­чи­ва­ют­ся с раз­ре­ше­ния выше­сто­я­щих орга­нов управ­ле­ния (орга­ни­за­ций).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector