Как поступает предприниматель, который собирается ликвидировать свою компанию? Первым делом он решает вопрос о том, кто будет заниматься закрытием фирмы. Этот вопрос, и в правду важен, ведь от этого выбора будет зависеть качество всего процесса ликвидации.
Конечно, можно доверить все дела хорошему юристу, для которого процесс ликвидации – это обычное дело, на котором он, как говориться, съел собаку. Но, есть одно существенное но, Юрист запросит с Вас солидную сумму, и далеко не каждый предприниматель, готов будет её заплатить.
Тем не менее, это палка о двух концах, ведь не имея юридического образования, или хотя бы определенных знаний и смекалки, выполнить весь алгоритм действий будет довольно затруднительно. Поэтому, если Вы все же решились заняться ликвидацией ООО самостоятельно, внимательно изучите действующее законодательство.
Для ликвидации фирмы Вам потребуются документы:
- Свидетельство о государственной регистрации (свидетельство ОГРН);
- Свидетельство о постановки на учет в налоговом органе (свидетельство ИНН);
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- Устав;
- Учредителей Договор (если учредителей несколько);
- Справка о кодах статистики;
- Копия паспорта и номер ИНН ликвидатора или всех членов ликвидационной комиссии, генерального директора, участников юридического лица;
- Печать ООО;
- Квитанция об оплате госпошлины за ликвидацию фирмы (800 руб.).
Этапы ликвидации ООО
В данной инструкции мы хотим осветить все этапы, которые необходимо пройти для того, чтобы успешно ликвидировать общество с ограниченной ответственностью. Хотелось бы отметить, что данная инструкция актуальна начало 2015 года, т.е. на сегодняшний день.
Условно, всю процедуру ликвидации фирмы можно разделить на несколько этапов. Рассмотрим каждый из них в отдельности:
- Первым делом, необходимо организовать собрание всех участников компании, на котором будет решен вопрос о закрытии общества с ограниченной ответственностью. О данном решении следует уведомить регистрирующий орган, причем здесь есть четко регламентированные сроки – 3 дня.Помимо решения, участникам следует решить ещё один момент, а именно – назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию. Миссия ликвидатора заключается в том, что он на протяжении всего процесса ликвидации, будет руководить компанией.
Комплект документов для подачи в регистрирующий орган: - Все известные и потенциальные кредиторы, должны быть в курсе положения дел в Вашей компании, поэтому важным и необходимым этапом становится публикация объявления о закрытии Вашего ООО, в СМИ. Из этого следует, что уведомление всех кредиторов при ликвидации – это обязательство, которое нельзя нарушать. Публиковаться объявление должно в «Вестнике государственной регистрации».Для этого нужно подать в «Вестник» следующие документы:
- Бланк-заявка на публикацию (2 экз.);
- Сопроводительное письмо (2 экз.);
- Решение о ликвидации и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;
- подтверждение оплаты за публикацию (подтвердить её можно чеком или квитанцией).
- На данном этапе необходимо уведомить кредиторов о принятом Вами решении, закрыть ООО. Это один из самых важных этапов для тех компаний, которые вели деятельность и имеют невыполненные обязательства и долги перед кредиторами. Уведомление происходит следующим образом — каждому известному кредитору, направляется заказное письмо или письмо с курьером, письмо должно быть с уведомлением о вручении, т.к. у Вас должны остаться доказательства того, что все кредиторы были уведомлены не только формально, но и фактически. Это может обезопасить Вас при возникновении каких-либо спорных ситуаций.
- Следующий этап – налоговая проверка. Согласно 89 статье Налогового Кодекса РФ, налоговые органы могут осуществить выездную налоговую проверку до составления промежуточного ликвидационного баланса. Стоит отметить, что на практике такая проверка происходит далеко не всегда. Если речь идет о «нулевых» компаниях, то здесь и вовсе проверок можно не ждать.Не стоит уповать на то, что налоговой проверки удастся избежать. Для своего же спокойствия в обязательном порядке необходимо осуществить сверку расчетов с бюджетом и проверить полноту предоставления деклараций, ведь если за организацией будут числиться документарные или денежные долги, такую компанию не ликвидируют.
- Промежуточный баланс при ликвидации ООО. Один из важнейших этапов при ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Главная цель – это определение фактического финансового состояния ликвидируемой компании. На основании данного баланса учредители могут определить стоимость всех имеющихся активов компании.Для утверждения промежуточного ликвидационного баланса нужно подготовить следующий пакет документов (стоит отметить, что подавать документы нужно через 2 месяца после того, как в «Вестнике» будет опубликовано объявление):
- решение об утверждении промежуточного баланса
- форма Р15001 (необходимо заверить у нотариуса)
- промежуточный ликвидационный баланс;
- документы подтверждающие публикацию объявления в вестнике.
- Ну и, наконец, завершающим этапом будет сдача ликвидационного баланса.В регистрирующий орган нужно подать следующие документы:
- Решение об утверждении ликвидационного баланса;
- Заявление по форме Р16001(необходимо заверить у нотариуса);
- Ликвидационный баланс;
- Госпошлина за ликвидацию в размере 800 рублей.
Помимо вышеперечисленных этапов, в процессе ликвидации необходимо выполнить ещё ряд действий, а именно:
- закрыть расчетный счет;
- уничтожить печать;
- передать все документы в архив.
Каждый из этапов по-своему важен, поэтому нужно быть крайне внимательным. Безусловно, что для каждой организации могут быть индивидуальные сложности и трудности в процессе, ведь данные рекомендации – это общие положения о ликвидации.
Если четко следовать данной инструкции, то без особого труда можно выполнить ликвидацию ООО самостоятельно. Если в процессе будут возникать какие-то вопросы, то можно проконсультироваться с юристами, или же прочитать специализированную литературу, в том числе и нормативно-правовые акты.
Сроки ликвидации юридического лица
Как Вы могли видеть, этапов ликвидации довольно много, и на выполнение всех необходимых мероприятий может уйти достаточно много времени, вплоть до одного года.
Добровольная ликвидация фирмы – самый длительный из вариантов, но специалисты считают его самым верным и надежным.
Существуют и более быстрые варианты, например, при продаже ООО, весь процесс займет пару недель, а реорганизация может быть произведена за 2–3 месяца.
Уведомление фондов (ФСС и ПФР)
Важный момент, на котором необходимо заострить внимание. Ранее законодателем была предусмотрена обязанность предпринимателей уведомлять фонды ФСС и ПФР в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фирмы. Однако были внесены некоторые поправки, с учетом которых, с 01 января 2015 года такой необходимости больше нет. Для ликвидируемых ООО или для ООО в которых грядет реорганизация – эти новшества являются положительным моментом.
Увольнение работников при ликвидации ООО
Ликвидация юридического лица подразумевает полное прекращение деятельности фирмы, соответственно, увольнение всех сотрудников. Казалось бы, ничего сложного нет, простой технический момент. Но на деле – это совершенно не так, ведь данный процесс должен пройти грамотно, в четком соответствии с законодательством.
Увольнение работников при ликвидации ООО – момент очень тонкий, и чтобы не заработать дополнительной головной боли, в интересах самого же предпринимателя, сделать все так, чтобы не нарушить Закон.
Трудовой Кодекс Российской Федерации содержит информацию по данному вопросу, даже не столько информацию, сколько точные предписания. Рассмотрим процесс увольнения сотрудников ликвидируемого ООО, более подробно.
Трудовой Кодекс РФ гласит, что работодатель имеет Право уволить всех сотрудников при ликвидации ООО, т.е. увольнению подлежать все категории сотрудников, и даже те, кто на момент ликвидации находится в декрете или отпуске. Несмотря на это, при увольнении должны быть соблюдены некоторые права работников.
Во-первых, работодатель должен уведомить всех сотрудников о предстоящей ликвидации, за 2 месяца до прекращения деятельности компании. Уведомление должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых остается у работодателя, а второй вручается сотруднику. Именно с момента подписания данного уведомления отсчитывается срок в два месяца.
На практике случается так, что некоторые сотрудники отказываются подписывать уведомление, причин для этого может быть масса. Тем не менее, в такой ситуации у работодателя есть альтернативный выход, он заключается в составлении акта, который содержит в себе всю необходимую о данной сделке информацию. Акт подписывается сотрудником и представителем работодателя. С момента подписания данного акта, сотрудник считается уволенным.
Помимо прочего, работодатель должен заняться компенсационными выплатами для сотрудников, к таким выплатам относятся: заработная плата, выплаты за неиспользованные дни отпуска, ну и, конечно же, выходное пособие, размер которого равен среднемесячному окладу.
Согласно ст. 64 Гражданского Кодекса РФ, все вышеперечисленные выплаты имеют приоритет для ликвидируемого ООО с долгами. Т.е. в первую очередь работодатель обязан рассчитаться со всеми сотрудниками.
>Ликвидация ООО с нулевым балансом.
Гарантия и поддержка каждого шага ликвидации.