Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Навязывание дополнительных услуг

Навя­зы­ва­ние допол­ни­тель­ных услуг – явля­ет­ся одним из рас­про­стра­нен­ных нару­ше­ний потре­би­те­лей. Как пра­ви­ло, навя­зы­ва­ние про­ис­хо­дит при кре­ди­то­ва­нии, стра­хо­ва­нии ТС или под­клю­че­нии услуг мобиль­ной свя­зи.

В дан­ной ста­тье мы рас­ска­жем: что счи­та­ет­ся навя­зы­ва­ни­ем допол­ни­тель­ных услуг? что сле­ду­ет делать в подоб­ных ситу­а­ци­ях? куда обра­щать­ся с жало­бой? к каким зако­но­да­тель­ным нор­мам при этом сто­ит обра­щать­ся и при­вле­че­ния к какой ответ­ствен­но­сти доби­вать­ся?

Что значит по закону

Навя­зы­ва­ние допол­ни­тель­ных услуг может про­ис­хо­дить в сле­ду­ю­щих ситу­а­ци­ях:

  • При оформ­ле­нии авто­кре­ди­та;
  • При кре­ди­то­ва­нии в бан­ке;
  • При при­об­ре­те­нии стра­хо­во­го поли­са ОСАГО;
  • При под­клю­че­нии услуг опе­ра­то­ром свя­зи.

В соот­вет­ствие с зако­ном, навя­зы­ва­ние услуг счи­та­ет­ся пря­мым нару­ше­ни­ем прав потре­би­те­ля и пото­му адми­ни­стра­тив­но нака­зу­е­мо.

Осо­бен­но­сти пове­де­ния и поря­док дей­ствий при навя­зы­ва­нии допол­ни­тель­ной услу­ги зави­сит от того, где это про­ис­хо­дит. Так, потре­би­те­ля могут при­ну­дить к при­об­ре­те­нию услу­ги в сле­ду­ю­щих ситу­а­ци­ях:

  • При оформ­ле­нии авто­кре­ди­та;
  • При кре­ди­то­ва­нии в бан­ке;
  • При при­об­ре­те­нии стра­хо­во­го поли­са ОСАГО;
  • При под­клю­че­нии услуг опе­ра­то­ром свя­зи.

Рас­смот­рим каж­дую ситу­а­цию по отдель­но­сти.

При оформлении автокредита

При взя­тии авто­кре­ди­та транс­порт­ное сред­ство нахо­дит­ся в зало­ге у бан­ков­ской орга­ни­за­ции, а пото­му его стра­хо­ва­ние явля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ям для одоб­ре­ния зай­ма.

Одна­ко на прак­ти­ке, поми­мо стра­хо­ва­ния авто бан­ки навя­зы­ва­ют и стра­хо­ва­ние жиз­ни. Сле­ду­ет пони­мать, что дан­ные дей­ствия про­ти­во­ре­чат нор­мам зако­но­да­тель­ства и пото­му стра­хо­ва­тель (потре­би­тель услу­ги) впра­ве отка­зать­ся от дан­ной услу­ги.

Отка­зы­ва­ясь стра­хо­вать жизнь реко­мен­ду­ет­ся изу­чить кре­дит­ный дого­вор, соглас­но кото­ро­му отказ от стра­хо­ва­ния жиз­ни может повлечь за собой уве­ли­че­ние став­ки кре­ди­то­ва­ния. Но если у заем­щи­ка в пла­нах досроч­но пога­сить кре­дит, отказ от такой услу­ги — наи­бо­лее разум­ное реше­ние.

Отка­зать­ся от допол­ни­тель­ной услу­ги стра­хо­ва­ния жиз­ни и здо­ро­вья мож­но сле­ду­ю­щим обра­зом:

  • Выра­зить реши­тель­ное несо­гла­сие на под­пи­са­ние кре­дит­но­го дого­во­ра на таких усло­ви­ях в бан­ке;
  • Рас­торг­нуть стра­хо­вой дого­вор, обра­тив­шись в стра­хо­вую ком­па­нию в тече­ние поло­жен­ных для дан­но­го дей­ствия 5 суток;
  • Офор­мить иско­вое заяв­ле­ние о рас­тор­же­нии дого­во­ра и с ним обра­тить­ся в соот­вет­ству­ю­щую судеб­ную инстан­цию.

При кредитовании в банке

Про­це­ду­ра оформ­ле­ния зай­ма в бан­ке, по усло­ви­ям, схо­жа с полу­че­ни­ем авто­кре­ди­та. Так, при оформ­ле­нии ипо­те­ки, заем­щик обя­зан застра­хо­вать недви­жи­мый объ­ект, кото­рый он при­об­ре­та­ет.

Если полу­чить ипо­те­ку ина­че, как с оформ­ле­ние стра­хо­ва­ния жиз­ни, не уда­лось, рас­торг­нуть заклю­чен­ный стра­хо­вой дого­вор сле­ду­ет уже после. Для это­го потре­бу­ют­ся сле­ду­ю­щие доку­мен­ты:

  • Заяв­ле­ние о рас­тор­же­нии стра­хо­во­го дого­во­ра;
  • Ксе­ро­ко­пия стра­хо­во­го дого­во­ра;
  • Пла­теж­ная доку­мен­та­ция, под­твер­жда­ю­щая опла­ту стра­хов­ки;
  • Ксе­ро­ко­пия доку­мен­та, удо­сто­ве­ря­ю­ще­го лич­ность заяви­те­ля (пас­порт РФ).

Узнав о том, что заем­щик рас­торг­нул стра­хо­вой дого­вор, банк не впра­ве потре­бо­вать рас­тор­же­ния кре­дит­но­го дого­во­ра или изме­не­ния усло­вий его пога­ше­ния.

При автостраховании

Каса­ет­ся ситу­а­ции при­об­ре­те­ния поли­са ОСАГО. Навя­зы­ва­ние допол­ни­тель­ных услуг в дан­ной ситу­а­ции счи­та­ет­ся наи­бо­лее часто встре­ча­е­мым явле­ни­ем.

В слу­чае, когда при оформ­ле­нии стра­хо­во­го поли­са ОСАГО стра­хов­щик при­нуж­да­ет кли­ент при­об­ре­сти допол­ни­тель­ную стра­хо­вую про­грам­му, наме­кая, что без нее не удаст­ся при­об­ре­сти полис вовсе, стра­хо­ва­тель может:

  • Отка­зать­ся от про­грам­мы, ссы­ла­ясь на Закон «О защи­те прав потре­би­те­ля»;
  • Согла­сить­ся на услу­гу, одна­ко рас­торг­нуть стра­хо­вой дого­вор после оформ­ле­ния поли­са, в тече­ние 5 дней. Для это­го потре­бу­ет­ся обра­тить­ся в офис стра­хо­вой ком­па­нии с соот­вет­ству­ю­щим заяв­ле­ни­ем.

Услуги операторов связи

Под­клю­че­ние опе­ра­то­ром сото­вой свя­зи раз­лич­ных мобиль­ных сер­ви­сов и под­пи­сок без ведо­ма кли­ен­та явля­ет­ся сего­дня самой рас­про­стра­нен­ной раз­но­вид­но­стью навя­зы­ва­ния допол­ни­тель­ных услуг.

Так, почти каж­до­му зна­ко­ма ситу­а­ция, когда со сче­та его мобиль­но­го устрой­ства по непо­нят­ной при­чине «уте­ка­ют» денеж­ные сред­ства. Как пра­ви­ло, это про­ис­хо­дит по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

  • Услу­ги, кото­рые изна­чаль­но предо­став­ля­лись на бес­плат­ной осно­ве, ста­ли плат­ны­ми;
  • Плат­ные под­пис­ки, кото­рые опе­ра­тор под­клю­ча­ет кли­ен­ту без его согла­сия.

А вот вер­нуть денеж­ные сред­ства, спи­сан­ные в счет опла­ты услу­ги, будет не так про­сто. Для это­го потре­бу­ет­ся:

  • Обра­тить­ся в салон опе­ра­то­ра сото­вой свя­зи;
  • Запро­сить дета­ли­за­цию соб­ствен­но­го сче­та;
  • Выявить на какие под­пис­ки или услу­ги под­клю­чен лич­ный номер (без ведо­ма кли­ен­та);
  • Опре­де­лить из-за каких из них спи­сы­ва­ют­ся денеж­ные сред­ства;
  • Опре­де­лить вре­мен­ной про­ме­жу­ток, когда услу­га или под­пис­ка была под­клю­че­на;
  • Под­счи­тать ито­го­вую сум­му спи­са­ния в счет опла­ты этой подписки/услуги;
  • Предъ­явить её в офи­се опе­ра­то­ра;
  • Если в воз­вра­те денег будет отка­за­но, соста­вить пре­тен­зию;
  • Дождать­ся ито­гов рас­смот­ре­ния пре­тен­зии;
  • Полу­чить денеж­ные сред­ства обрат­но.

Если в отка­зе денег все же будет отка­за­но, сле­ду­ет обра­тить­ся в дру­гие выше­сто­я­щие инстан­ции, напри­мер Рос­ком­над­зор или суд.

Куда жаловаться

Если вы ста­ли жерт­вой навя­зы­ва­ния ненуж­ных вам услуг, пер­вое, что сле­ду­ет сде­лать в дан­ной ситу­а­ции — обра­тить­ся напря­мую в фир­му, кото­рая их предо­ста­ви­ла с прось­бой рас­торг­нуть дого­вор в доб­ро­воль­ном поряд­ке с после­ду­ю­щим воз­вра­том денеж­ных средств. Дан­ная сту­пень явля­ет­ся обя­за­тель­ной мерой. Если минуя ее вы сра­зу обра­ти­тесь в Роспо­треб­над­зор или суд, ваше обра­ще­ние не при­мут.

Если же раз­ре­шить ситу­а­цию мир­ным путем все же не удаст­ся, сле­ду­ет пере­хо­дить к обра­ще­нию в одну из сле­ду­ю­щих инстан­ций:

  • Роспо­треб­над­зор;
  • Феде­раль­ная анти­мо­но­поль­ная служ­ба;
  • Про­ку­ра­ту­ра;
  • Суд.

Ответственность за нарушения

Ответ­ствен­ность за навя­зы­ва­ние допол­ни­тель­ных услуг регу­ли­ру­ет­ся:

  • Зако­ном РФ №2300–1 «О защи­те прав потре­би­те­лей»;
  • Зако­ном №195-ФЗ «Кодекс РФ об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях»;
  • Зако­ном «О вне­се­нии изме­не­ний в ФЗ «Об обя­за­тель­ном стра­хо­ва­нии граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти вла­дель­цев ТС».

Поми­мо это­го, мера нака­за­ния за навя­зы­ва­ние услуг опре­де­ля­ет­ся Кодек­сом об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях. Так, соглас­но ему, долж­ност­ные лица, ответ­ствен­ные за навя­зы­ва­ние услуг и ущем­ля­ю­щие тем самым потре­би­тель­ские пра­ва, при­вле­ка­ют­ся к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector