Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду

dogovor-kopiya-250x181-9936039

Уста­нов­ле­ние эко­ло­ги­че­ских нор­ма­ти­вов обес­пе­чи­ва­ет госу­дар­ствен­ное регу­ли­ро­ва­ние воз­дей­ствия на окру­жа­ю­щую сре­ду, сохра­не­ние бла­го­при­ят­ной окру­жа­ю­щей сре­ды и эко­ло­ги­че­скую без­опас­ность. Нор­ми­ро­ва­ние заклю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии нор­ма­ти­вов каче­ства окру­жа­ю­щей сре­ды и нор­ма­ти­вов допу­сти­мо­го воз­дей­ствия на окру­жа­ю­щую сре­ду при осу­ществ­ле­нии хозяй­ствен­ной и иной дея­тель­но­сти. При этом под воз­дей­стви­ем пони­ма­ет­ся антро­по­ген­ная дея­тель­ность, свя­зан­ная с реа­ли­за­ци­ей эко­но­ми­че­ских, рекре­а­ци­он­ных, куль­тур­ных инте­ре­сов и вно­ся­щая физи­че­ские, хими­че­ские, био­ло­ги­че­ские изме­не­ния в при­род­ную сре­ду. В осно­ве сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ско­го нор­ми­ро­ва­ния лежит поня­тие пре­дель­но допу­сти­мой кон­цен­тра­ции.

Пре­дель­но допу­сти­мая кон­цен­тра­ция – это мак­си­маль­ная кон­цен­тра­ция вред­но­го веще­ства в еди­ни­це объ­е­ма (воз­ду­ха, воды) или мас­сы (пище­вых про­дук­тов, поч­вы), кото­рая при воз­дей­ствии за опре­де­лен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни прак­ти­че­ски не вли­я­ет на здо­ро­вье чело­ве­ка и не вызы­ва­ет небла­го­при­ят­ных послед­ствий у его потом­ства.

Нор­ма­ти­вы, огра­ни­чи­ва­ю­щие вред­ное воз­дей­ствие, уста­нав­ли­ва­ют­ся и утвер­жда­ют­ся спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ны­ми госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми в обла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды, сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го над­зо­ра и совер­шен­ству­ют­ся по мере раз­ви­тия нау­ки и тех­ни­ки с уче­том меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов. Обос­но­ва­нию гиги­е­ни­че­ских нор­ма­ти­вов пред­ше­ству­ют мно­го­пла­но­вые ком­плекс­ные иссле­до­ва­ния. При таких иссле­до­ва­ни­ях исполь­зу­ют­ся самые совре­мен­ные мето­ды, раз­ра­бо­тан­ные в био­ло­гии и меди­цине.

Ана­лиз того, как изме­ня­ют­ся с тече­ни­ем вре­ме­ни зна­че­ния пре­дель­но допу­сти­мых кон­цен­тра­ций, сви­де­тель­ству­ет об их отно­си­тель­но­сти, вер­нее – об отно­си­тель­но­сти наших зна­ний о без­опас­но­сти или опас­но­сти тех или иных веществ. Доста­точ­но вспом­нить о том, что в 1950 гг. дуст (ДДТ) счи­тал­ся без­опас­ным для чело­ве­ка инсек­ти­ци­дом и широ­ко рекла­ми­ро­вал­ся для исполь­зо­ва­ния в быту.

Для веществ, о дей­ствии кото­рых не накоп­ле­но доста­точ­ной инфор­ма­ции, могут уста­нав­ли­вать­ся вре­мен­но допу­сти­мые кон­цен­тра­ции (ВДК) – полу­чен­ные рас­чет­ным путем нор­ма­ти­вы, реко­мен­до­ван­ные для исполь­зо­ва­ния сро­ком на 2–3 года.

Для ВДК в воз­ду­хе и воде упо­треб­ля­ет­ся так­же тер­мин ори­ен­ти­ро­воч­ный без­опас­ный уро­вень воз­дей­ствия (ОБУВ), а для ВДК в поч­ве – ори­ен­ти­ро­воч­ная допу­сти­мая кон­цен­тра­ция (ОДК).

Сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские и эко­ло­ги­че­ские нор­ма­ти­вы опре­де­ля­ют каче­ство окру­жа­ю­щей сре­ды по отно­ше­нию к здо­ро­вью чело­ве­ка и состо­я­нию эко­си­стем, но не ука­зы­ва­ют на источ­ник воз­дей­ствия и не регу­ли­ру­ют его дея­тель­ность. Тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые соб­ствен­но к источ­ни­кам воз­дей­ствия, отра­жа­ют науч­но-тех­ни­че­ские нор­ма­ти­вы.

К науч­но-тех­ни­че­ским отно­сят­ся нор­ма­ти­вы пре­дель­но допу­сти­мых выбро­сов и сбро­сов вред­ных веществ (ПДВ и НДС), а так­же тех­но­ло­ги­че­ские, стро­и­тель­ные, гра­до­стро­и­тель­ные нор­мы и пра­ви­ла, содер­жа­щие тре­бо­ва­ния по охране окру­жа­ю­щей сре­ды. В осно­ву уста­нов­ле­ния науч­но-тех­ни­че­ских нор­ма­ти­вов поло­жен сле­ду­ю­щий прин­цип: при усло­вии соблю­де­ния этих нор­ма­ти­вов пред­при­я­ти­я­ми реги­о­на содер­жа­ние любой при­ме­си в воде, воз­ду­хе и поч­ве долж­но удо­вле­тво­рять тре­бо­ва­ни­ям сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ско­го нор­ми­ро­ва­ния.

Науч­но-тех­ни­че­ское нор­ми­ро­ва­ние пред­по­ла­га­ет вве­де­ние огра­ни­че­ний дея­тель­но­сти хозяй­ствен­ных объ­ек­тов в отно­ше­нии загряз­не­ния окру­жа­ю­щей сре­ды, ины­ми сло­ва­ми, опре­де­ля­ет пре­дель­но допу­сти­мые пото­ки вред­ных веществ, кото­рые могут посту­пать от источ­ни­ков воз­дей­ствия в воз­дух, воду, поч­ву. Таким обра­зом, от пред­при­я­тий тре­бу­ет­ся не соб­ствен­но обес­пе­че­ние тех или иных ПДК, а соблю­де­ние пре­де­лов выбро­сов и сбро­сов вред­ных веществ, уста­нов­лен­ных для объ­ек­та в целом или кон­крет­ных источ­ни­ков, вхо­дя­щих в его состав. Зафик­си­ро­ван­ное пре­вы­ше­ние вели­чин ПДК в окру­жа­ю­щей сре­де само по себе не явля­ет­ся нару­ше­ни­ем со сто­ро­ны пред­при­я­тия, хотя, как пра­ви­ло, слу­жит сиг­на­лом невы­пол­не­ния уста­нов­лен­ных науч­но-тех­ни­че­ских нор­ма­ти­вов (или сви­де­тель­ством необ­хо­ди­мо­сти их пере­смот­ра). Для обес­пе­че­ния охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды и здо­ро­вья чело­ве­ка, умень­ше­ния коли­че­ства отхо­дов хозяй­ству­ю­щим субъ­ек­там, в резуль­та­те дея­тель­но­сти кото­рых обра­зу­ют­ся отхо­ды, уста­нав­ли­ва­ют­ся нор­ма­ти­вы обра­зо­ва­ния отхо­дов и лими­ты на их раз­ме­ще­ние.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector