Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Обязанности производственного персонала и населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях

federalnaya-protivopozharnaya-sluzhba-250x250-3289024

Одна из глав­не­иших задач РСЧС — про­ве­де­ние еди­ной госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, а при их воз­ник­но­ве­нии — защи­та жиз­ни и здо­ро­вья людей, тер­ри­то­рии, мате­ри­аль­ных и куль­тур­ных цен­но­стей, окру­жа­ю­щей сре­ды. Для это­го МЧС раз­ра­ба­ты­ва­ет и вно­сит в пра­ви­тель­ство про­ек­ты соот­вет­ству­ю­щих зако­но­да­тель­ных актов и реше­ний.

Сле­ду­ю­щая зада­ча — сфор­ми­ро­вать и внед­рить чет­кую систе­му эко­но­ми­че­ских и пра­во­вых мер, направ­лен­ных на обес­пе­че­ние защи­ты насе­ле­ния, тех­ни­че­ской и эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти.

Цен­траль­ная зада­ча — про­ве­де­ние меро­при­я­тий по защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рии. Они охва­ты­ва­ют инже­нер­ную, ради­а­ци­он­ную, хими­че­скую, меди­цин­скую защи­ту, эва­ку­а­ци­он­ные меры. Надо отме­тить, что в насто­я­щее вре­мя ста­ло боль­ше нару­ше­ний тре­бо­ва­ний норм про­ек­ти­ро­ва­ния и стро­и­тель­ства. Напри­мер, допус­ка­ет­ся воз­ве­де­ние жилых домов и пред­при­я­тии в зонах затоп­ле­ния и дру­гих потен­ци­аль­но опас­ных рай­о­нах. Пре­кра­ти­лось стро­и­тель­ство защит­ных соору­же­нии. Око­ло 12% убе­жищ и про­ти­во­ра­ди­а­ци­он­ных укры­тий при­ве­де­но в негод­ность.
Орга­ни­за­ция опо­ве­ще­ния и инфор­ми­ро­ва­ние насе­ле­ния о чрез­вы­чай-ных ситу­а­ци­ях явля­ет­ся сфе­рой посто­ян­но­го вни­ма­ния МЧС РФ. Сла­бым местом в реше­нии этой зада­чи были и оста­ют­ся локаль­ные систе­мы опо­ве­ще­ния вокруг потен­ци­аль­но опас­ных объ­ек­гов (хими­че­ских пред­при­я­тия, атом­ных элек­тро­стан­ции, водо­про­вод­ных стан­ций, неко­то­рых пред­при­я­тий пище­вой про­мыш­лен­но­сти). Появи­лись и поло­жи­тель­ные тен­ден­ции: во мно­гих местах нала­же­на круг­ло­су­точ­ная рабо­та дежур­но-дис­пет­чер­ской служ­бы.
Лик­ви­да­ция чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций. Эта зада­ча одна из самых емких и реша­ю­щих для РСЧС. Она тре­бу­ет про­ве­де­ния ава­ри­и­но-спа­са­тель­ных и дру­гих неот­лож­ных работ. Пожа­ры, взры­вы, раз­ли­вы СДЯВ, про­ры­вы дамб, снеж­ные зано­сы, навод­не­ния, зем­ле­тря­се­ния, транс­порт­ные ката­стро­фы — все это про­ис­хо­дит, к сожа­ле­нию, еже­год­но и мно­го­крат­но. Несколь­ко лет тому назад лив­не­вые дожди при­ве­ли к пере­пол­не­нию Кисе­лев­ско­го водо­хра­ни­ли­ща в Сверд­лов­ской обла­сти и про­ры­ву вре­мен­ной пере­мыч­ки. Опять, вто­рой год под­ряд, око­ло 250 домов и 12 про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий г.Серова ока­за­лись в зоне затоп­ле­ния. Мно­го забот достав­ля­ют лес­ные пожа­ры. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но это бед­ствие в Читин­ской, Иркут­ской, Сверд­дов­ской, Кали­нин­град­ской, Архан­гель­ской обла­стях, Крас­но­яр­ском крае, Рес­пуб­ли­ке Саха.

Части и под­раз­де­ле­ния войск Г0 еже­год­но более 1000 раз при­вле­ка­лись к рабо­там, свя­зан­ным с лик­ви­да­ци­ей чрез­вы­ча­и­ных ситу­а­ций. Поис­ко­во-спа­са­тель­ной служ­бой МЧС про­ве­де­но в 1997 г. око­ло 5 тыс. опе­ра­ций, в ходе кото­рых было спа­се­но более 16 тыс, чело­век.

ПРАВА. ОБЯЗАННОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Зако­ном Рос­сий­ской Феде­ра­ции «0 защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра» опре­де­ле­ны пра­ва, обя­зан­но­сти и ответ­ствен­ность граж­дан за уча­стие в меро­при­я­ти­ях по защи­те людей, мате­ри­аль­ных цен­но­стеи и уча­стие в рабо­тах по лик­ви­да­ции послед­ствий чрез­вы­ча­и­ных ситу­а­ций (ст.18).

Граж­дане Рос­сии име­ют ПРАВО:

  • на защи­ту жиз­ни, здо­ро­вья и лич­но­го иму­ще­ства в слу­чае воз­ник­но­ве­ния ЧС в любом реги­оне, в любом насе­лен­ном пунк­те;
  • при необ­хо­ди­мо­сти исполь­зо­вать сред­ства кол­лек­гив­ной и инди­ви­ду­аль­ной защи­ты, дру­гое иму­ще­ство орга­нов испол­ни­тель­нои вла­сти рес­пуб­лик, кра­ев, обла­стей, орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния и орга­ни­за­ций, пред­на­зна­чен­ное для защи­ты людеи в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • полу­чать инфор­ма­цию о надви­га­ю­ще­ися опас­но­сти, о рис­ке, кото­ро­му может под­верг­нуть­ся насе­ле­ние на тои или иной тер­ри­то­рии, о пра­ви­лах пове­де­ния и мерах без­опас­но­сти с уче­том скла­ды­ва­ю­ще­ися обста­нов­ки;
  • обра­щать­ся лич­но, а так­же направ­лять в госу­дар­ствен­ные орга­ны и орга­ны мест­цо­го само­управ­ле­ния инди­ви­ду­аль­ные и кол­лек­тив­ные обра­ще­ния по вопро­сам защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС;
  • участ­во­вать (в уста­нов­лен­ном поряд­ке) в рабо­тах по пре­ду­пре­жде­нию и лик­ви­да­ции ЧС;
  • на воз­ме­ще­ние ущер­ба, при­чи­нен­но­го их здо­ро­вью и иму­ще­ству вслед­ствие ава­рий, ката­строф, пожа­ров и сти­хий­ных бед­ствий;
  • на меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, ком­пен­са­ции и льго­ты за про­жи­ва­ние и рабо­ту в зонах чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • на госу­дар­ствен­ное соци­аль­ное стра­хо­ва­ние, на полу­че­ние ком­пен­са­ции и льгот за ущерб, при­чи­нен­ный их здо­ро­вью при выпол­не­нии обя­зан­но­стей в ходе работ по лик­ви­да­ции ЧС;
  • на пен­си­он­ное обес­пе­че­ние в слу­чае поте­ри тру­до­спо­соб­но­сти в свя­зи с уве­чьем или забо­ле­ва­ни­ем, полу­чен­ны­ми при выпол­не­нии обя­зан­но­стей по защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от ЧС, в поряд­ке, уста­нов­лен­ном для работ­ни­ков, инва­лид­ность кото­рых насту­пи­ла вслед­ствие тру­до­во­го уве­чья;
  • на пен­си­он­ное обес­пе­че­ние в слу­чае поте­ри кор­миль­ца, погиб­ше­го или умер­ше­го от уве­чья или забо­ле­ва­ния, полу­чен­ных при выпол­не­нии обя­зан­но­стей по защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий.

Полез­но напом­нить, что после ава­рии на Чер­но­быль­скои АЭС было при­ня­то око­ло деся­ти раз­лич­ных поста­нов­ле­ния о льго­тах и пен­си­ях участ­ни­кам лик­ви­да­ции ее послед­ствий. Поз­же утвер­жде­ны и разо­сла­ны в мест­ные орга­ны вла­сти и рай­со­бе­сы разъ­яс­не­ния, в кото­рых осве­ще­ны вопро­сы опла­ты тру­да, исчис­ле­ния льгот­но­го ста­жа и назна­че­ния пен­сии. Без чет­ко­го выпол­не­ния обя­зан­но­стей граж­да­на­ми Рос­сии труд­но гово­рить о каком-то устой­чи­вом и эффек­тив­ном функ­ци­о­ни­ро­ва­нии всеи систе­мы РСЧС. А посе­му каж­дый рос­си­яннн ОБЯЗАН (ст.19):

  • актив­но содей­ство­вать выпол­не­нию всех меро­при­я­тий, про­во­ди­мых МЧС РФ;
  • соблю­дать зако­ны и иные нор­ма­тив­ные и пра­во­вые акты в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рии от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • выпол­нять меры без­опас­но­сти в бьпу и повсе­днев­нои тру­до­вой дея­тель­но­сти, не допус­кать нару­ше­ний про­из­вод­ствен­ной и тех­но­ло­ги­че­ской дис­ци­пли­ны, тре­бо­ва­ний эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти, кото­рые могут при­ве­сти к экс­тре­маль­ным ситу­а­ци­ям;
  • изу­чать основ­ные спо­со­бы защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рии от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ции, при­е­мы ока­за­ния пер­вой меди­цин­скои помо­щи постра­дав­шим, пра­ви­ла поль­зо­ва­ния кол­лек­тив­ны­ми и инди­ви­ду­аль­ны­ми сред­ства­ми защи­ты, посто­ян­но нара­щи­вать и совер­шен­ство­вать свои зна­ния и прак­ти­че­ские навы­ки для дей­ствий в любых скла­ды­ва­ю­щих­ся усло­ви­ях;
  • знать сиг­на­лы опо­ве­ще­ния и поря­док дей­ствии по ним;
  • чет­ко вьшол­нять пра­ви­ла пове­де­ния при угро­зе и воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • при пер­вои воз­мож­но­сти ока­зы­вать содей­ствие в про­ве­де­нии ава­рий­но-спа­са­тель­ных и дру­гих неот­лож­ных работ.

Кро­ме общих обя­зан­но­стеи и тре­бо­ва­ний на каж­дом объ­ек­те, исхо­дя из спе­ци­фи­ки про­из­вод­ства, осо­бен­но­стей раз­ме­ще­ния и уче­та дру­гих фак­то­ров, долж­ны быть раз­ра­бо­та­ны свои пра­ви­ла пове­де­ния и поря­док дей­ствии как все­го пер­со­на­ла, так и каж­до­го сотруд­ни­ка на сво­ем рабо­чем месте на слу­чай чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций. Это могут быть пра­ви­ла по без­ава­рий­ной оста­нов­ке печей, агре­га­тов и тех­но­ло­ги­че­ских систем; меры без­опас­но­сти при про­ве­де­нии ава­рий­ных, спа­са­тель­ных и дру­гих неот­лож­ных работ на ком­му­наль­но-энер­ге­ти­че­ских сетях и соору­же­ни­ях; осо­бен­но­сти дей­ствий в зонах зара­же­ния вред­ны­ми, ядо­ви­ты­ми и радио­ак­тив­нь­ми веще­ства­ми; спе­ци­фи­ка выпол­не­ния задач по лик­ви­да­ции ЧС в ноч­ное вре­мя и в непо­го­ду.

Осо­бо сле­ду­ет ска­зать об ответ­ствен­но­сти. С появ­ле­ни­ем уже упо­ми­нав­ше­го­ся зако­на долж­но в корне изме­нить­ся отно­ше­ние всех орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти субьек­тов феде­ра­ции, орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния, а так­же руко­во­ди­те­лей пред­при­я­тий, учре­жде­ний и орга­ни­за­ций, неза­ви­си­мо от их орга­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы, к про­бле­мам обес­пе­че­ния защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рии. По-дру­го­му надо взгля­нуть на весь ком­плекс защит­ных меро­при­я­тий и само­му насе­ле­нию. Если рань­ше мно­гие счи­та­ли, что изу­че­ние вопро­сов защи­ты в чрез­вы­ча­и­ных ситу­а­ци­ях — дело обще­ствен­ное или даже лич­ное и зави­сит от созна­тель­но­сти и поже­ла­ний каж­до­го, то теперь это не так, Тре­бо­ва­ния зако­на — не бла­гие поже­ла­ния, не при­зыв, не лозунг!

Ста­тья 28 дан­но­го пра­во­во­го акта опре­де­ля­ет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за нару­ше­ние Зако­но­да­тель­ства РФ в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­ча­и­ных ситу­а­ций. Долж­ност­ные лица и граж­дане, винов­ные в невы­пол­не­нии или недоб­ро­со­вест­ном выпол­не­нии Зако­но­да­тель­ства РФ в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий, несут дис­ци­пли­нар­ную, адми­ни­стра­тив­ную, граж­дан­ско-пра­во­вую и уго­лов­ную ответ­ствен­ность. В свою оче­редь орга­ни­за­ции (пред­при­я­тия, учре­жде­ния, учеб­ные заве­де­ния) несут адми­ни­стра­тив­ную и граж­дан­ско-пра­во­вую ответ­ствен­ность в соот­вет­ствии с Зако­но­да­тель­ством РФ и Зако­но­да­тель­ством субъ­ек­тов Рос­си­ис­кой Феде­ра­ции.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector