Этот вопрос затронул Федеральный Закон № 82-ФЗ от 06.04.15, вступивший в свою законную силу с 7 апреля 2015 года.
В сущности, плюсы в этом нововведении имеются. Для ведения бизнеса документ упрощает документальное оформление сделок и хозяйственных операций юридическим лицам (ООО и АО).
Однако не всё так просто и у многих не беспочвенно могут возникнуть вопросы:
- На какие документы не обязательно ставить оттиск печати, а на каких обязательно
- Какие изменения вносить в Устав
- Дата, с которой возможно отказаться от применения печати
Разберёмся в деталях:
Итак, обязанность организаций пользоваться круглой печатью канула в лету с принятием упомянутого выше Федерального Закона, но Право обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО) на это пользование не отменено.
Однако использование круглой печати, если же хозяйственник решит продолжать пользоваться печатью, должен отразить этот факт в уставных документах.
До этого такого требования в Уставе не существовало, поскольку наличие круглой печати было обязательным требованием при регистрации.
Еще одна существенная деталь. С введением закона печать организации приобретает характер носителя индивидуальности и может содержать информацию о бренде, быть с логотипом компании, так же изменить стиль — быть различной формы (не обязательно круглой). Словом, печать приравнена к товарному знаку или эмблеме.
Стоит ли рубить с плеча и избавляться от печати в срочном порядке.
Федеральным законодательством было предусмотрено обязательное наличие печати на некоторых документах, в том числе бухгалтерских, налоговых, кадровых, складских и так далее.
Теперь закон скорректировал некоторые Законодательные акты и внес поправки в эти законы дополнив его словами «при наличии», например:
- Трудовой Кодекс РФ – заверяется акт о несчастном случае на производстве, записи в трудовых книжках;
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ – Доверенность;
- Гражданский процессуальный кодекс – доверенность, двойное складское свидетельство;
- Налоговый кодекс – декларации по налогам и сборам и другая отчетность, где предусмотрено место для печати;
- Другие федеральные законы, регулирующие таможенный контроль, защиту имущественных прав, исполнительное производство и другие.
Копии прилагаемых документов в ряде случаев тоже должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью организации при ее наличии.
А вот в договорах с партнерами и контрагентами ставить печать или нет партнёры решают самостоятельно на своё усмотрение. Следует внимательно ознакомиться со всеми пунктами договора и убедиться, что в условиях нет обязательных пунктов, прямо указывающих на наличие подписи и печати, — иначе при наступлении определённых обстоятельств сделку по такому договору суд может признать недействительной или мнимой. Проинформируйте заблаговременно своих партнёров о своём намерении отказа от использования печати
В первичных бухгалтерских документах, внутренних приказах, больничных листах, путевых листах и подобных документах печать ставить не обязательно тем, кто отказывается от её использования.
Имейте в виду, что к примеру путевой лист без печати может быть воспринят органами государственной автомобильной инспекции как несоответствие. Лучше, всё же, если Ваша организация имеет свой автопарк на балансе и ведет учёт горюче-смазочных материалов по километражу, отражённому в путевых листах воздержаться от отказа от использования печати.
Но торопиться избавиться от печати не рекомендуется, поскольку нет никаких гарантий, что изменений не произойдёт в обратную сторону. Всего предугадать невозможно. Тем более, что времени после принятия закона прошло ещё не так много, а право пользоваться печатью никто не отменял. Так что повода для паники нет. Пользуйтесь печатью, как и пользовались.