Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Органы государственной экологической политики РФ

Раз­лич­ные сто­ро­ны и момен­ты эко­ло­ги­че­ско­го адми­ни­стра­тив­но-пра­во­во­го регу­ли­ро­ва­ния явля­ют­ся эле­мен­та­ми ком­пе­тен­ции мно­гих госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, но основ­ная роль при­над­ле­жит Мини­стер­ству при­род­ных ресур­сов и эко­ло­гии РФ (Мин­при­ро­ды Рос­сии), на кото­рое соглас­но Поло­же­нию, утвер­жден­но­му поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Мини­стер­стве при­род­ных ресур­сов и эко­ло­гии Рос­сий­ской Феде­ра­ции» (Роспри­род­над­зор), воз­ло­же­но сле­ду­ю­щее, он осу­ществ­ля­ет кон­троль и над­зор:

  • в обла­сти охра­ны, исполь­зо­ва­ния и вос­про­из­вод­ства объ­ек­тов живот­но­го мира и сре­ды их оби­та­ния (кро­ме объ­ек­тов охо­ты и рыбо­лов­ства);
  • в обла­сти орга­ни­за­ции и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий феде­раль­но­го зна­че­ния;
  • за гео­ло­ги­че­ским изу­че­ни­ем, раци­о­наль­ным исполь­зо­ва­ни­ем и охра­ной недр;
  • за состо­я­ни­ем, исполь­зо­ва­ни­ем, охра­ной, защи­той лес­но­го фон­да и вос­про­из­вод­ством лесов;
  • за исполь­зо­ва­ни­ем и охра­ной вод­ных объ­ек­тов;
  • за соблю­де­ни­ем зако­но­да­тель­ства РФ и меж­ду­на­род­ных норм и стан­дар­тов в обла­сти мор­ской сре­ды и при­род­ных ресур­сов внут­рен­них мор­ских вод, тер­ри­то­ри­аль­но­го моря и в исклю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоне;
  • за раци­о­наль­ным исполь­зо­ва­ни­ем мине­раль­ных и живых ресур­сов на кон­ти­нен­таль­ном шель­фе;
  • за без­опас­но­стью гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний (соблю­де­ни­ем норм и пра­вил без­опас­но­сти), кро­ме гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний про­мыш­лен­но­сти, энер­ге­ти­ки и судо­ход­ных гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний;
  • госу­дар­ствен­ный земель­ный кон­троль в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции в отно­ше­нии земель вод­но­го фон­да, лес­но­го фон­да, земель лесов, не вхо­дя­щих в лес­ной фонд, и осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий и неко­то­рые дру­гие виды кон­тро­ля.

Кро­ме это­го, Роспри­род­над­зор выпол­ня­ет функ­ции:

  • адми­ни­стра­тив­но­го орга­на по Кон­вен­ции о меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле вида­ми дикой фау­ны и фло­ры, нахо­дя­щи­ми­ся под угро­зой исчез­но­ве­ния, от 3 мар­та 1973 г. в Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии видов дикой фау­ны и фло­ры, нахо­дя­щих­ся под угро­зой исчез­но­ве­ния, кро­ме осет­ро­вых видов рыб;
  • феде­раль­но­го орга­на испол­ни­тель­ной вла­сти, спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­но­го на осу­ществ­ле­ние госу­дар­ствен­но­го регу­ли­ро­ва­ния в обла­сти охра­ны озе­ра Бай­кал, а так­же выда­ет в уста­нов­лен­ном поряд­ке лицен­зии (раз­ре­ше­ния) на: добы­ва­ние объ­ек­тов живот­но­го и рас­ти­тель­но­го мира, зане­сен­ных в Крас­ную кни­гу РФ; обо­рот диких живот­ных, при­над­ле­жа­щих к видам, зане­сен­ным в Крас­ную кни­гу РФ; добы­ва­ние объ­ек­тов живот­но­го мира, не отне­сен­ных к объ­ек­там охо­ты и рыбо­лов­ства, и поль­зо­ва­ние ими; содер­жа­ние и раз­ве­де­ние в полу­воль­ных усло­ви­ях и искус­ствен­но создан­ной сре­де оби­та­ния объ­ек­тов живот­но­го мира, нс отне­сен­ных к объ­ек­там охо­ты и рыбо­лов­ства; ввоз (вывоз) в Рос­сий­скую Феде­ра­цию зоо­ло­ги­че­ских кол­лек­ций; ввоз (вывоз) в Рос­сий­скую Феде­ра­цию диких живот­ных, их частей и полу­чен­ной из них про­дук­ции (кро­ме объ­ек­тов охо­ты и рыбо­лов­ства); ввоз (вывоз) в Рос­сий­скую Феде­ра­цию видов дикой фау­ны и фло­ры, нахо­дя­щих­ся под угро­зой исчез­но­ве­ния, кро­ме осет­ро­вых рыб; экс­порт диких живот­ных, дико­рас­ту­щих рас­те­ний, костей иско­па­е­мых живот­ных, сло­но­вой кости, рогов, копыт, корал­лов и ана­ло­гич­ных мате­ри­а­лов; экс­порт лекар­ствен­но­го сырья рас­ти­тель­но­го и живот­но­го про­ис­хож­де­ния; экс­порт рыбы, рако­об­раз­ных, мол­люс­ков и про­чих вод­ных бес­по­зво­ноч­ных, раз­ви­ва­ю­щей­ся икры, моло­ки (спер­мы) осет­ро­вых, лосо­се­вых и части­ко­вых рыб (толь­ко живых); экс­порт кол­лек­ци­он­ных мате­ри­а­лов по мине­ра­ло­гии и пале­он­то­ло­гии, полу­дра­го­цен­ных кам­ней и изде­лий из них; экс­порт инфор­ма­ции о нед­рах по рай­о­нам и место­рож­де­ни­ям топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го и мине­раль­но­го сырья, рас­по­ло­жен­ным на тер­ри­то­рии РФ, и в пре­де­лах кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа и мор­ской зоны РФ;
  • созда­ние, экс­плу­а­та­ция и исполь­зо­ва­ние искус­ствен­ных ост­ро­вов, соору­же­ний и уста­но­вок, про­ве­де­ние буро­вых работ, свя­зан­ных с гео­ло­ги­че­ским изу­че­ни­ем, поис­ком, раз­вед­кой и раз­ра­бот­кой мине­раль­ных ресур­сов, а так­же про­клад­ку под­вод­ных кабе­лей и тру­бо­про­во­дов во внут­рен­них мор­ских водах, тер­ри­то­ри­аль­ном море РФ и на кон­ти­нен­таль­ном шель­фе РФ в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции.

Роспри­род­над­зор орга­ни­зу­ет и про­во­дит в поряд­ке, опре­де­ля­е­мом Пра­ви­тель­ством РФ, госу­дар­ствен­ную эко­ло­ги­че­скую экс­пер­ти­зу: про­ек­тов пра­во­вых актов Рос­сий­ской Феде­ра­ции и субъ­ек­тов РФ, реа­ли­за­ция кото­рых может при­ве­сти к нега­тив­ным воз­дей­стви­ям па при­род­ные ресур­сы, нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ских и инструк­тив­но-мето­ди­че­ских доку­мен­тов орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти РФ, регла­мен­ти­ру­ю­щих хозяй­ствен­ную и иную дея­тель­ность, кото­рая может ока­зы­вать воз­дей­ствие на исполь­зо­ва­ние при­род­ных ресур­сов и иную дея­тель­ность соглас­но зако­но­да­тель­ству.

Руко­во­ди­те­ли орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ и их струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний впра­ве (ст. 23.29 КоАП РФ) от име­ни Роспри­род­над­зо­ра рас­смат­ри­вать дела об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, преду­смот­рен­ных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.33–8.36, ч. 1 ст. 8.37, а глав­ные, стар­шие госу­дар­ствен­ные инспек­то­ра РФ и их заме­сти­те­ли (в том чис­ле и в субъ­ек­тах РФ) по охране при­ро­ды – адми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, преду­смот­рен­ные ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4–8.6, 8.12, ч. 1, 2,4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.15, 8.18, 8.19, 8.21–8.23, ч. 2 и 3 ст. 8.31, ст. 8.33–8.36, ч. 3 ст. 8.37, ст. 8.39, 8.41 КоАП РФ.

В веде­нии Мин­при­ро­ды Рос­сии нахо­дит­ся Феде­раль­ная служ­ба по гид­ро­ме­тео­ро­ло­гии и мони­то­рин­гу окру­жа­ю­щей сре­ды (Росгид­ро­мет), кото­рая в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 23 июля 2004 г. № 372 «О Феде­раль­ной служ­бе по гид­ро­ме­тео­ро­ло­гии и мони­то­рин­гу окру­жа­ю­щей сре­ды» осу­ществ­ля­ет функ­ции по управ­ле­нию госу­дар­ствен­ным иму­ще­ством и ока­за­нию госу­дар­ствен­ных услуг в обла­сти гид­ро­ме­тео­ро­ло­гии и смеж­ных с ней обла­стях, мони­то­рин­га окру­жа­ю­щей сре­ды, ее загряз­не­ния, госу­дар­ствен­но­му над­зо­ру за про­ве­де­ни­ем работ по актив­но­му воз­дей­ствию на метео­ро­ло­ги­че­ские и дру­гие гео­фи­зи­че­ские про­цес­сы.

Росгид­ро­мет обес­пе­чи­ва­ет в уста­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти выпол­не­ние обя­за­тельств РФ по меж­ду­на­род­ным дого­во­рам РФ.

Руко­во­ди­те­ли Росгид­ро­ме­та и его заме­сти­те­ли, а так­же руко­во­ди­те­ли тер­ри­то­ри­аль­ных орга­нов в субъ­ек­тах РФ рас­смат­ри­ва­ют дела об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, преду­смот­рен­ных ч. 3 и 4 ст. 7.2, ст. 8.5, ч. 1 и 2 ст. 8.40, ст. 8.43 КоАП РФ.

В веде­нии Мин­при­ро­ды Рос­сии осу­ществ­ля­ют свою дея­тель­ность три феде­раль­ных агент­ства: Феде­раль­ное агент­ство вод­ных ресур­сов, Феде­раль­ное агент­ство лес­но­го хозяй­ства, Феде­раль­ное агент­ство по недро­поль­зо­ва­нию.

Феде­раль­ное агент­ство вод­ных ресур­сов (Росво­д­ре­сур­сы) соглас­но поста­нов­ле­нию Пра­ви­тель­ства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утвер­жде­нии Поло­же­ния о Феде­раль­ном агент­стве вод­ных ресур­сов» осу­ществ­ля­ет функ­ции по ока­за­нию госу­дар­ствен­ных услуг и управ­ле­нию феде­раль­ным иму­ще­ством в сфе­ре вод­ных ресур­сов. Росво­д­ре­сур­сы в уста­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти осу­ществ­ля­ет боль­шой круг пол­но­мо­чий, сре­ди кото­рых: орга­ни­за­ция тер­ри­то­ри­аль­но­го пере­рас­пре­де­ле­ния сто­ка поверх­ност­ных вод, попол­не­ние вод­ных ресур­сов под­зем­ных вод­ных объ­ек­тов; осу­ществ­ле­ние мер по предот­вра­ще­нию нега­тив­но­го воз­дей­ствия вод и лик­ви­да­ции его послед­ствий в отно­ше­нии вод­ных объ­ек­тов, нахо­дя­щих­ся в феде­раль­ной соб­ствен­но­сти и рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­ри­ях двух и более субъ­ек­тов РФ; осу­ществ­ле­ние меро­при­я­тий по охране водо­е­мов, кото­рые пол­но­стью рас­по­ло­же­ны на тер­ри­то­ри­ях соот­вет­ству­ю­щих субъ­ек­тов РФ и исполь­зо­ва­ние вод­ных ресур­сов кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся для обес­пе­че­ния питье­во­го и хозяй­ствен­но-быто­во­го водо­снаб­же­ния двух и более субъ­ек­тов РФ в соот­вет­ствии с переч­нем таких водо­е­мов, уста­нов­лен­ным Пра­ви­тель­ством РФ, а так­же по охране морей или их отдель­ных частей, предот­вра­ще­нию их загряз­не­ния, засо­ре­ния и исто­ще­ния вод, осу­ществ­ле­ние мер по лик­ви­да­ции послед­ствий ука­зан­ных явле­ний, а так­же дру­гие функ­ции и пол­но­мо­чия, опре­де­лен­ные при­ро­до­охран­ным зако­но­да­тель­ством.

Феде­раль­ное агент­ство лес­но­го хозяй­ства (Рос­лес­хоз) соглас­но поста­нов­ле­нию Пра­ви­тель­ства РФ от 23 сен­тяб­ря 2010 г. № 736 «О Феде­раль­ном агент­стве лес­но­го хозяй­ства» осу­ществ­ля­ет функ­ции: по выра­бот­ке и реа­ли­за­ции госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­во­му регу­ли­ро­ва­нию в обла­сти лес­ных отно­ше­ний (за исклю­че­ни­ем лесов, рас­по­ло­жен­ных на осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­ри­ях); по кон­тро­лю и над­зо­ру в обла­сти лес­ных отно­ше­ний (за исклю­че­ни­ем лесов, рас­по­ло­жен­ных на осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­ри­ях); по ока­за­нию госу­дар­ствен­ных услуг и управ­ле­нию госу­дар­ствен­ным иму­ще­ством в обла­сти лес­ных отно­ше­ний, а так­же осу­ществ­ля­ет пол­но­мо­чия соб­ствен­ни­ка в отно­ше­нии феде­раль­но­го иму­ще­ства, необ­хо­ди­мо­го для обес­пе­че­ния испол­не­ния функ­ций феде­раль­ных орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти в уста­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, в том чис­ле иму­ще­ства, пере­дан­но­го феде­раль­ным госу­дар­ствен­ным уни­тар­ным пред­при­я­ти­ям, феде­раль­ным госу­дар­ствен­ным учре­жде­ни­ям и казен­ным пред­при­я­ти­ям, под­ве­дом­ствен­ным Рос­лес­хо­зу. Кро­ме того, Рос­лес­хоз осу­ществ­ля­ет над­зор за пра­во­вым регу­ли­ро­ва­ни­ем орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ вопро­сов осу­ществ­ле­ния пере­дан­ных пол­но­мо­чий Рос­сий­ской Феде­ра­ции в обла­сти лес­ных отно­ше­ний; а так­же кон­троль и над­зор за испол­не­ни­ем орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ пере­дан­ных в соот­вет­ствии со ст. 83 Лес­но­го кодек­са РФ пол­но­мо­чий (с пра­вом направ­ле­ния пред­пи­са­ний об устра­не­нии выяв­лен­ных нару­ше­ний, а так­же о при­вле­че­нии к ответ­ствен­но­сти долж­ност­ных лиц, испол­ня­ю­щих обя­зан­но­сти по осу­ществ­ле­нию пере­дан­ных пол­но­мо­чий).

Рос­лес­хоз в уста­нов­лен­ном зако­но­да­тель­ством РФ поряд­ке упол­но­мо­чен направ­лять мате­ри­а­лы о нару­ше­нии лес­но­го зако­но­да­тель­ства в орга­ны внут­рен­них дел, про­ку­ра­ту­ру, суд и предъ­яв­лять в суд и арбит­раж­ный суд иски о воз­ме­ще­нии вре­да, при­чи­нен­но­го лесам.

Феде­раль­ное агент­ство по недро­поль­зо­ва­нию (Рос­нед­ра) соглас­но Поло­же­нию о нем, утвер­жден­но­му поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 17 июня 2004 г. № 293, осу­ществ­ля­ет функ­ции по ока­за­нию госу­дар­ствен­ных услуг и управ­ле­нию госу­дар­ствен­ным иму­ще­ством в сфе­ре недро­поль­зо­ва­ния.

На Рос­нед­ра воз­ло­же­но осу­ществ­ле­ние пол­но­мо­чия соб­ствен­ни­ка в отно­ше­нии феде­раль­но­го иму­ще­ства, необ­хо­ди­мо­го для обес­пе­че­ния испол­не­ния функ­ций феде­раль­ных орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти, в том чис­ле иму­ще­ства, пере­дан­но­го феде­раль­ным госу­дар­ствен­ным уни­тар­ным пред­при­я­ти­ям, феде­раль­ным госу­дар­ствен­ным учре­жде­ни­ям и казен­ным пред­при­я­ти­ям, под­ве­дом­ствен­ным Агент­ству. Кро­ме это­го на Рос­нед­ра воз­ло­же­на орга­ни­за­ция госу­дар­ствен­но­го гео­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния недр; экс­пер­ти­за про­ек­тов гео­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния недр; про­ве­де­ние в уста­нов­лен­ном поряд­ке гео­ло­го-эко­но­ми­че­ской и сто­и­мост­ной оцен­ки место­рож­де­ний полез­ных иско­па­е­мых и участ­ков недр; про­ве­де­ние в уста­нов­лен­ном поряд­ке кон­кур­сов и аук­ци­о­нов на пра­во поль­зо­ва­ния недра­ми; про­ве­де­ние госу­дар­ствен­ной экс­пер­ти­зы инфор­ма­ции о раз­ве­дан­ных запа­сах полез­ных иско­па­е­мых, гео­ло­ги­че­ской, эко­но­ми­че­ской инфор­ма­ции о предо­став­ля­е­мых в поль­зо­ва­ние участ­ках недр, а так­же иные функ­ции и пол­но­мо­чия.

Рос­нед­ра не впра­ве осу­ществ­лять нор­ма­тив­но-пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние в уста­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти и функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру, кро­ме слу­ча­ев, уста­нов­лен­ных феде­раль­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми.

Эко­ло­ги­че­ский кон­троль — это дея­тель­ность госу­дар­ствен­ных орга­нов, орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния, пред­при­я­тий и граж­дан по соблю­де­нию эко­ло­ги­че­ских норм и пра­вил.

Зада­чи эко­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля:

  • наблю­де­ние за состо­я­ни­ем окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­ды и ее изме­не­ни­ем под вли­я­ни­ем хозяй­ствен­ной и иной дея­тель­но­сти;
  • про­вер­ка выпол­не­ния пла­нов и меро­при­я­тий по охране при­ро­ды, раци­о­наль­но­му исполь­зо­ва­нию при­род­ных ресур­сов, оздо­ров­ле­нию окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­ды, соблю­де­ния тре­бо­ва­ний при­ро­до­охра­ни­тель­но­го зако­но­да­тель­ства, а так же при­ня­тие необ­хо­ди­мых мер по его обес­пе­че­нию.

На феде­раль­ном уровне – это кон­троль­ное управ­ле­ние в Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ства РФ, на реги­о­наль­ном уровне – соот­вет­ству­ю­щие орга­ны пред­ста­ви­тель­ной и испол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ. Дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством феде­раль­ным орга­нам вла­сти предо­став­ле­но пра­во не толь­ко осу­ществ­лять госу­дар­ствен­ный кон­троль за раци­о­наль­ным исполь­зо­ва­ни­ем и охра­ной при­род­ных ресур­сов, но и уста­нав­ли­вать поря­док его про­ве­де­ния.

Эко­ло­ги­че­ский кон­троль состо­ит из двух эта­пов. Пер­вый — сбор и обра­бот­ка исход­ных дан­ных. Вто­рой — осу­ществ­ле­ние меро­при­я­тий по пре­ду­пре­жде­нию и устра­не­нию эко­ло­ги­че­ских пра­во­на­ру­ше­ний на осно­ве инфор­ма­ции, полу­чен­ной в про­цес­се наблю­де­ний. Для реше­ния задач вто­ро­го эта­па сло­жи­лись две фор­мы эко­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля — пре­ду­пре­ди­тель­ная и кара­тель­ная. Пре­ду­пре­ди­тель­ная фор­ма эко­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля вклю­ча­ет в себя раз­ра­бот­ку и вве­де­ние в дей­ствие нор­ма­ти­вов каче­ства окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­ды и раци­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния при­род­ных ресур­сов. Кара­тель­ная фор­ма при­ме­ня­ет­ся в тех слу­ча­ях, когда послед­ствия пра­во­на­ру­ше­ния не поз­во­ля­ют огра­ни­чить­ся пре­ду­пре­жде­ни­ем. Она выра­жа­ет­ся в раз­лич­ных видах юри­ди­че­ской ответ­ствен­но­сти.

Выде­ля­ют:

  • госу­дар­ствен­ный,
  • муни­ци­паль­ный,
  • про­из­вод­ствен­ный
  • обще­ствен­ный эко­ло­ги­че­ский кон­троль.

Госу­дар­ствен­ный эко­ло­ги­че­ский кон­троль осу­ществ­ля­ют зако­но­да­тель­ные и испол­ни­тель­ные орга­ны, а так­же спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные орга­ны. Соглас­но зако­ну «Об охране окру­жа­ю­щей сре­ды» они име­ют пра­во:

  • посе­щать пред­при­я­тия, учре­жде­ния и орга­ни­за­ции неза­ви­си­мо от форм соб­ствен­но­сти и под­чи­не­ния, зна­ко­мить­ся с доку­мен­та­ми, необ­хо­ди­мы­ми для испол­не­ния слу­жеб­ных обя­зан­но­стей;
  • про­ве­рять рабо­ту очист­ных соору­же­ний и уста­но­вок, а так­же уста­нов­лен­ных при­ро­до­охран­ных тре­бо­ва­ний и нор­ма­ти­вов
  • уста­нав­ли­вать нор­ма­ти­вы и давать раз­ре­ше­ния на сбо­ры и выбро­сы вред­ных веществ;
  • назна­чать госу­дар­ствен­ную эко­ло­ги­че­скую экс­пер­ти­зу;
  • тре­бо­вать устра­не­ния выяв­лен­ных недо­стат­ков;
  • при­вле­кать винов­ных лиц к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти, направ­лять мате­ри­а­лы о при­вле­че­нии их к адми­ни­стра­тив­ной, дис­ци­пли­нар­ной или уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти, предъ­яв­лять иски в суд или арбит­раж­ный суд о воз­ме­ще­нии вре­да, при­чи­нен­но­го окру­жа­ю­щей сре­де и здо­ро­вью граж­дан;
  • при­ни­мать реше­ния об огра­ни­че­нии, при­оста­нов­ле­нии, пре­кра­ще­нии функ­ци­о­ни­ро­ва­ния любых пред­при­я­тий и объ­ек­тов, а так­же видов дея­тель­но­сти в слу­чае нару­ше­ния эко­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний.

Муни­ци­паль­ный эко­ло­ги­че­ский кон­троль — это кон­троль орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния на тер­ри­то­рии муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния. Осно­вой для его осу­ществ­ле­ния слу­жат зако­но­да­тель­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции и нор­ма­тив­ные пра­во­вые акты орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния.

  • выяв­ле­ние на тер­ри­то­рии муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния при­ро­до­поль­зо­ва­те­лей, нару­ша­ю­щих тре­бо­ва­ния при­ро­до­охран­но­го зако­но­да­тель­ства и при­ня­тие мер для при­вле­че­ния их к адми­ни­стра­тив­ной, уго­лов­ной и граж­дан­ско-пра­во­вой ответ­ствен­но­сти;
  • мони­то­ринг состо­я­ния при­род­ной сре­ды на тер­ри­то­рии муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния;
  • коор­ди­на­ция дея­тель­но­сти в обла­сти про­из­вод­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля и про­из­вод­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га;
  • инфор­ми­ро­ва­ние насе­ле­ния через сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции о состо­я­нии при­род­ной сре­ды на тер­ри­то­рии муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния и дру­гой необ­хо­ди­мой и доста­точ­ной эко­ло­ги­че­ской инфор­ма­ции;
  • про­па­ган­да при­ро­до­охран­но­го зако­но­да­тель­ства;
  • при­вле­че­ние обще­ствен­ных орга­ни­за­ций и насе­ле­ния к уча­стию в про­цес­се испол­не­ния на тер­ри­то­рии муни­ци­паль­но­го обра­зо­ва­ния при­ро­до­охран­но­го зако­но­да­тель­ства;
  • осу­ществ­ле­ние пла­но­вых и вне­пла­но­вых про­ве­рок по соблю­де­нию при­ро­до­охран­но­го зако­но­да­тель­ства;
  • кон­троль за нали­чи­ем раз­ре­ше­ний на выброс, сброс загряз­ня­ю­щих веществ, раз­ме­ще­ние отхо­дов;
  • осу­ществ­ле­ние про­вер­ки обос­но­ван­но­сти рас­че­тов пла­те­жей за загряз­не­ние окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­ды, рас­пре­де­ле­ние пла­те­жей за поль­зо­ва­ние при­род­ны­ми ресур­са­ми меж­ду бюд­же­та­ми раз­лич­ных уров­ней;

Про­из­вод­ствен­ный эко­ло­ги­че­ский кон­троль — кон­троль пред­при­я­тия за сво­ей дея­тель­но­стью в обла­сти при­ро­до­поль­зо­ва­ния и охра­ны сре­ды. Необ­хо­ди­мость про­ве­де­ния это­го вида кон­тро­ля наря­ду с Феде­раль­ным зако­ном «Об охране окру­жа­ю­щей сре­ды», так­же опре­де­ле­на Феде­раль­ны­ми зако­на­ми от 04.05.1999г № 96-ФЗ «Об охране атмо­сфер­но­го воз­ду­ха», от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отхо­дах про­из­вод­ства и потреб­ле­ния», от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О сани­тар­но- эпи­де­мио­ло­ги­че­ском бла­го­по­лу­чии насе­ле­ния». Про­грам­ма (план) про­из­вод­ствен­но­го кон­тро­ля состав­ля­ет­ся юри­ди­че­ским лицом, инди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем до нача­ла осу­ществ­ле­ния дея­тель­но­сти. Необ­хо­ди­мые изме­не­ния, допол­не­ния в про­грам­му (план) про­из­вод­ствен­но­го кон­тро­ля вно­сят­ся при изме­не­нии вида дея­тель­но­сти, тех­но­ло­гии про­из­вод­ства, дру­гих суще­ствен­ных изме­не­ни­ях дея­тель­но­сти юри­ди­че­ско­го лица, инди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, вли­я­ю­щих на сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­скую обста­нов­ку и (либо) созда­ю­щих угро­зу сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­му бла­го­по­лу­чию насе­ле­ния.

Обще­ствен­ный эко­ло­ги­че­ский кон­троль — кон­троль выпол­не­ния тре­бо­ва­ний эко­ло­ги­че­ско­го зако­но­да­тель­ства со сто­ро­ны обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, проф­со­ю­зов, отдель­ных граж­дан. По воз­мож­но­стям полу­че­ния инфор­ма­ции и при­ме­не­ния мер воз­дей­ствия на нару­ши­те­лей при­ро­до­охра­ни­тель­но­го зако­но­да­тель­ства этот вид кон­тро­ля усту­па­ет госу­дар­ствен­но­му, вме­сте с тем, он обла­да­ет и серьез­ным пре­иму­ще­ством – реаль­ной неза­ви­си­мо­стью от госу­дар­ствен­ных струк­тур и ведом­ствен­ных инте­ре­сов. Поэто­му, обще­ствен­ный эко­ло­ги­че­ский кон­троль в боль­шей сте­пе­ни отра­жа­ет эко­ло­ги­че­ские инте­ре­сы насе­ле­ния.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector