Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

План-график внедрения профессиональных стандартов

План-гра­фик внед­ре­ния про­фес­си­о­наль­ных стан­дар­тов обя­за­те­лен для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных орга­ни­за­ций, а так­же при­над­ле­жа­щих им пред­при­я­тий. В чем заклю­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка его состав­ле­ния?

Что представляет собой план-график внедрения профессиональных стандартов в организации?

Проф­стан­дарт — это сово­куп­ность кри­те­ри­ев ква­ли­фи­ка­ции, кото­рая нуж­на сотруд­ни­ку пред­при­я­тия для осу­ществ­ле­ния сво­ей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, выпол­не­ния преду­смот­рен­ной кон­трак­том тру­до­вой функ­ции (ст. 195.1 ТК РФ). Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся проф­стан­дар­ты ком­пе­тент­ны­ми госу­дар­ствен­ны­ми ведом­ства­ми в поряд­ке, уста­нав­ли­ва­е­мом Пра­ви­тель­ством РФ (ст. 195.2 ТК РФ).

Исполь­зо­вать проф­стан­дар­ты обя­за­тель­но:

  • госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным струк­ту­рам (п. 1 поста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 27.06.2016 № 584);
  • пред­при­я­ти­ям, кото­рые более чем на 50% при­над­ле­жат дан­ным струк­ту­рам (п. 1 поста­нов­ле­ния № 584);
  • част­ным фир­мам, име­ю­щим рабо­чие места, нали­чие кото­рых пред­опре­де­ля­ет необ­хо­ди­мость предо­став­ле­ния работ­ни­кам льгот и пре­фе­рен­ций, гаран­ти­ро­ван­ных зако­но­да­тель­ством РФ (ст. 57 ТК РФ).

Поря­док при­ме­не­ния проф­стан­дар­тов так­же уста­нав­ли­ва­ет­ся феде­раль­ны­ми вла­стя­ми.

Что входит в план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов?

Сто­ит отме­тить, что Пра­ви­тель­ство РФ на дан­ный момент раз­ра­бо­та­ло толь­ко 1 нор­ма­тив­ный доку­мент, регу­ли­ру­ю­щий поря­док при­ме­не­ния проф­стан­дар­тов орга­ни­за­ци­я­ми.

Так, поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 27.06.2016 № 584 вве­де­на обя­зан­ность для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных струк­тур (вклю­чая пред­при­я­тия, в кото­рых более чем 50% доли при­над­ле­жит вла­стям) по состав­ле­нию осо­бых пла­нов внед­ре­ния проф­стан­дар­тов в орга­ни­за­ци­ях.

Соот­вет­ству­ю­щие доку­мен­ты долж­ны содер­жать, преж­де все­го, переч­ни проф­стан­дар­тов, кото­рые под­ле­жат при­ме­не­нию в орга­ни­за­ции, а так­же све­де­ния об эта­пах их прак­ти­че­ско­го внед­ре­ния.

Кро­ме того, в пла­нах меро­при­я­тий по внед­ре­нию проф­стан­дар­тов (полу­чив­ших так­же неофи­ци­аль­ное наиме­но­ва­ние «пла­ны-гра­фи­ки») фик­си­ру­ет­ся потреб­ность орга­ни­за­ции в про­ве­де­нии обу­че­ния сотруд­ни­ков в целях обес­пе­че­ния соот­вет­ствия их ква­ли­фи­ка­ции тем кри­те­ри­ям, что зафик­си­ро­ва­ны в проф­стан­дар­тах.

В рас­смат­ри­ва­е­мых пла­нах-гра­фи­ках так­же долж­ны отра­жать­ся переч­ни локаль­ных нор­ма­ти­вов и иных доку­мен­тов орга­ни­за­ции (каса­ю­щих­ся, в част­но­сти, вопро­сов атте­ста­ции и иных форм оцен­ки ком­пе­тент­но­сти сотруд­ни­ков), кото­рые долж­ны быть изме­не­ны исхо­дя из кри­те­ри­ев, уста­нов­лен­ных в проф­стан­дар­тах.

Реа­ли­зо­вать меро­при­я­тия, отра­жен­ные в плане-гра­фи­ке, орга­ни­за­ци­ям нуж­но до 01.01.2020.

Если рас­смат­ри­вать поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ № 584 в поряд­ке пра­во­вой ана­ло­гии с точ­ки зре­ния его при­ме­ни­мо­сти част­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, не при­над­ле­жа­щи­ми более чем на 50% госу­дар­ству или муни­ци­па­ли­те­там, но обя­зан­ны­ми исполь­зо­вать проф­стан­дар­ты (по при­чине нали­чия «вред­ных» рабо­чих мест), то пра­во­мер­но будет гово­рить о воз­мож­но­сти состав­ле­ния на пред­при­я­тии пла­на-гра­фи­ка внед­ре­ния проф­стан­дар­тов в струк­ту­ре, осно­ван­ной на поло­же­ни­ях соот­вет­ству­ю­ще­го поста­нов­ле­ния.

Рас­смот­рим, каким обра­зом может выгля­деть подоб­ный план-гра­фик.

План-график внедрения профстандартов: структура документа

План-гра­фик внед­ре­ния проф­стан­дар­тов мож­но офор­мить в виде таб­ли­цы. В ней, если сле­до­вать пред­пи­са­ни­ям поста­нов­ле­ния № 584, обя­за­тель­но нуж­но будет отра­зить:

  • пере­чень проф­стан­дар­тов, кото­рые при­ме­ня­ет учре­жде­ние;
  • эта­пы внед­ре­ния соот­вет­ству­ю­щих проф­стан­дар­тов;
  • све­де­ния о тре­бу­е­мых изме­не­ни­ях в локаль­ных нор­ма­ти­вах;
  • све­де­ния о необ­хо­ди­мо­сти орга­ни­за­ции обу­че­ния сотруд­ни­ков, кото­рые обя­за­ны рабо­тать по проф­стан­дар­ту.

Так­же име­ет смысл — хотя это и не пред­пи­са­но зако­но­да­тель­ством — отра­зить в таб­ли­це переч­ни сотруд­ни­ков, ответ­ствен­ных за реа­ли­за­цию эта­пов внед­ре­ния проф­стан­дар­тов, а так­же сро­ки реа­ли­за­ции дан­ных эта­пов.

Каким обра­зом мож­но опти­маль­но соот­не­сти ука­зан­ные типы све­де­ний?

В 1‑м столб­це таб­ли­цы мож­но пере­чис­лить непо­сред­ствен­но проф­стан­дар­ты, исполь­зу­е­мые в фир­ме, со ссыл­кой на нор­ма­тив­ные акты, в кото­рых они утвер­жде­ны. Напри­мер, если внед­ря­ет­ся проф­стан­дарт «Бух­гал­тер», то это будет при­каз Мин­тр­у­да Рос­сии от 22.12.2014 № 1061н.

Во 2‑м столб­це мож­но отра­зить переч­ни меро­при­я­тий, состав­ля­ю­щих эта­пы внед­ре­ния проф­стан­дар­тов. Напри­мер, это могут быть такие меро­при­я­тия, как:

  • изда­ние при­ка­за о под­го­тов­ке и внед­ре­нии про­фес­си­о­наль­но­го стан­дар­та;
  • изу­че­ние осо­бен­но­стей НПА, регу­ли­ру­ю­щих при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­но­го стан­дар­та;
  • опре­де­ле­ние нали­чия потреб­но­сти в про­хож­де­нии работ­ни­ком допол­ни­тель­но­го обу­че­ния в целях повы­ше­ния его ква­ли­фи­ка­ции по тре­бо­ва­ни­ям про­фес­си­о­наль­но­го стан­дар­та;
  • про­ве­де­ние (при необ­хо­ди­мо­сти) допол­ни­тель­но­го обу­че­ния работ­ни­ка;
  • заклю­че­ние с работ­ни­ком допол­ни­тель­но­го согла­ше­ния к тру­до­во­му дого­во­ру, в кото­ром учте­ны осо­бен­но­сти при­ме­ня­е­мо­го проф­стан­дар­та;
  • осу­ществ­ле­ние мони­то­рин­га изме­не­ний в НПА, регу­ли­ру­ю­щих при­ме­не­ние проф­стан­дар­та;
  • ини­ци­и­ро­ва­ние новой серии реа­ли­за­ции эта­пов внед­ре­ния проф­стан­дар­та — в уста­нов­лен­ном поряд­ке.

В 3‑м столб­це мож­но ука­зы­вать све­де­ния о лицах, ответ­ствен­ных за про­ве­де­ние тех или иных эта­пов меро­при­я­тий по прак­ти­че­ско­му внед­ре­нию проф­стан­дар­тов. Сро­ки испол­не­ния соот­вет­ству­ю­щих эта­пов мож­но отра­жать в 4‑м столб­це таб­ли­цы.

В 5‑м столб­це будет удоб­но фик­си­ро­вать све­де­ния о тре­бу­е­мых изме­не­ни­ях в локаль­ных нор­ма­тив­ных актах — опять же, соот­но­си­тель­но с каж­дым меро­при­я­ти­ем. Напри­мер, если по ито­гам обу­че­ния сотруд­ни­ка пере­за­клю­ча­ет­ся допол­ни­тель­ное согла­ше­ние с ним, то это может потре­бо­вать кор­рек­ти­ров­ки поло­же­ний, к при­ме­ру, кол­лек­тив­но­го дого­во­ра, под­пи­сан­но­го фир­мой-рабо­то­да­те­лем.

В 6‑м столб­це могут отра­жать­ся раз­лич­ные ком­мен­та­рии и пояс­не­ния к све­де­ни­ям, кото­рые фик­си­ру­ют­ся в преды­ду­щих столб­цах. Напри­мер, одним из соот­вет­ству­ю­щих при­ме­ча­ний может быть ссыл­ка на реше­ние атте­ста­ци­он­ной комис­сии о том, что тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное обу­че­ние для таких-то сотруд­ни­ков, — это поз­во­лит при­ве­сти доку­мент в соот­вет­ствие к одно­му из кри­те­ри­ев, уста­нов­лен­ных поста­нов­ле­ни­ем № 584.

Где можно скачать образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов?

Обра­зец пла­на-гра­фи­ка внед­ре­ния проф­стан­дар­та вы може­те ска­чать на нашем пор­та­ле.

Итоги

План-гра­фик внед­ре­ния проф­стан­дар­тов — доку­мент, кото­рый в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 27.06.2016 № 584 гос­пред­при­я­тия, а так­же фир­мы, кото­рые более чем на 50% при­над­ле­жат госу­дар­ству или муни­ци­па­ли­те­ту, как субъ­ек­ты при­ме­не­ния проф­стан­дар­тов долж­ны состав­лять обя­за­тель­но с уче­том кри­те­ри­ев, про­пи­сан­ных в дан­ном поста­нов­ле­нии. Част­ные ком­па­нии, име­ю­щие «вред­ные» рабо­чие места (то есть так­же обя­зан­ные при­ме­нять проф­стан­дар­ты), могут состав­лять ана­ло­гич­ный план-гра­фик — на осно­ве кри­те­ри­ев, уста­нов­лен­ных пра­ви­тель­ством.

Изу­чить иные полез­ные све­де­ния о проф­стан­дар­тах вы може­те в ста­тьях:

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments