Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Поэтапное проведение специальной оценки условий труда

1647_18380-300x180-3155134Рабо­то­да­тель обя­зан обес­пе­чить про­ве­де­ние спе­ци­аль­ной оцен­ки усло­вий тру­да. Такая обя­зан­ность закреп­ле­на в ч.2 ст.4 Феде­раль­но­го зако­на от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О спе­ци­аль­ной оцен­ке усло­вий тру­да» (далее- Закон №426-ФЗ).

Если в Вашей орга­ни­за­ции до 1 янва­ря 2014 г. в отно­ше­нии рабо­чих мест была про­ве­де­на атте­ста­ция рабо­чих мест по усло­ви­ям тру­да, то спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да в отно­ше­нии таких рабо­чих мест может не про­во­дить­ся в тече­ние пяти лет со дня завер­ше­ния дан­ной атте­ста­ции.

В том слу­чае, если в орга­ни­за­ции не про­во­ди­лась ни атте­ста­ция рабо­чих мест, ни спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да, то в силу ч.6 ст. 27 Зако­на N 426-ФЗ спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да может про­во­дить­ся поэтап­но и долж­на быть завер­ше­на не позд­нее чем 31 декаб­ря 2018 года, если такие рабо­чие места не отно­сят­ся к:

а) рабо­чим местам работ­ни­ков, про­фес­сии, долж­но­сти, спе­ци­аль­но­сти кото­рых вклю­че­ны в спис­ки соот­вет­ству­ю­щих работ, про­из­водств, про­фес­сий, долж­но­стей, спе­ци­аль­но­стей и учре­жде­ний (орга­ни­за­ций), с уче­том кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся досроч­ное назна­че­ние тру­до­вой пен­сии по ста­ро­сти;

б) рабо­чим местам, в свя­зи с рабо­той на кото­рых работ­ни­кам в соот­вет­ствии с зако­но­да­тель­ны­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми предо­став­ля­ют­ся гаран­тии и ком­пен­са­ции за рабо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми усло­ви­я­ми тру­да

в) рабо­чим местам, на кото­рых по резуль­та­там ранее про­ве­ден­ных атте­ста­ции рабо­чих мест по усло­ви­ям тру­да или спе­ци­аль­ной оцен­ки усло­вий тру­да были уста­нов­ле­ны вред­ные и (или) опас­ные усло­вия тру­да.

Но ко всем ли рабо­то­да­те­лям при­ме­ни­ма нор­ма ч.6 ст. 27 Зако­на №426?

Како­ва пози­ция судов по дан­но­му вопро­су?

Одни суды счи­та­ют, что если нет дока­за­тельств того, что рабо­чие места отно­сят­ся к рабо­чим местам, ука­зан­ным в части шестой ста­тьи 10 Зако­на №426-ФЗ (о кото­рых речь шла выше), то спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да может про­во­дить­ся поэтап­но и долж­на быть завер­ше­на не позд­нее, чем 31 декаб­ря 2018 года. Тре­бо­ва­ния о неза­мед­ли­тель­ном про­ве­де­нии спе­ци­аль­ной оцен­ки усло­вий тру­да про­ти­во­ре­чат части 6 ста­тьи 27 ФЗ «О спе­ци­аль­ной оцен­ке усло­вий тру­да», соглас­но кото­рым в отно­ше­нии рабо­чих мест, не содер­жа­щих потен­ци­аль­но вред­ных или опас­ных фак­то­ров, спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да может про­во­дить­ся поэтап­но и долж­на быть завер­ше­на не позд­нее чем 31 декаб­ря 2018 года (См.: Апел­ля­ци­он­ное опре­де­ле­ние Челя­бин­ско­го област­но­го суда от 11.11.2014 по делу N 11–11698/2014; Опре­де­ле­ние При­мор­ско­го кра­е­во­го суда от 02.07.2014 по делу N 33–5613)

Но име­ет место и иная пози­ция судов по дан­но­му вопро­су (См.: Реше­ние Сверд­лов­ско­го област­но­го суда от 15.10.2014 по делу N 72–773/2014; Апел­ля­ци­он­ное опре­де­ле­ние Костром­ско­го област­но­го суда от 02.06.2014 по делу N 33–823 ), кото­рая осно­вы­ва­ет­ся на том, что поло­же­ние ч.6 ст. 27 Зако­на №426-ФЗ соглас­но части чет­вер­той ста­тьи 27 Зако­на N 426-ФЗ «О спе­ци­аль­ной оцен­ке усло­вий тру­да» рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на тех рабо­то­да­те­лей, кото­рые до дня вступ­ле­ния в силу Зако­на № 426 ‑ФЗ, то есть до 01 янва­ря 2014 года, про­ве­ли атте­ста­цию рабо­чих мест по усло­ви­ям тру­да.

Гово­ря о ста­ти­сти­ке, то чаще все­го судеб­ная прак­ти­ка идет по пути обя­зы­ва­ния рабо­то­да­те­ля в про­ве­де­нии спе­ци­аль­ной оцен­ке усло­вий тру­да, не смот­ря на нали­чие в законе пра­ва поэтап­но­го про­ве­де­ния спе­ци­аль­ной оцен­ки усло­вий тру­да до 31 декаб­ря 2018 года. Это так же мож­но свя­зать и с тем, что до про­ве­де­ния спе­ци­аль­ной оцен­ки усло­вий тру­да (и при отсут­ствии резуль­та­тов атте­ста­ции, дей­ству­ю­щих до 01.01.2014 года) орга­ни­за­ция фак­ти­че­ски не может испол­нить тре­бо­ва­ния зако­на об обя­за­тель­ном ука­за­нии в тру­до­вом дого­во­ре усло­вий тру­да на рабо­чем месте.

Если гово­рить о рис­ках, то за отсут­ствие одно­го из обя­за­тель­ных усло­вий тру­до­во­го дого­во­ра, а имен­но усло­вий тру­да на рабо­чем месте рабо­то­да­тель несет риск при­вле­че­ния его к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти либо по ч.1 либо по ч. 3 ст.5.27 Кодек­са РФ об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (на усмот­ре­ние про­ве­ря­ю­щих орга­нов) с мак­си­маль­но воз­мож­ным штра­фом 100 000 руб. В свою оче­редь за непро­ве­де­ние спе­ци­аль­ной оцен­ки усло­вий тру­да на рабо­чих местах на рабо­то­да­те­ле лежит риск при­вле­че­ния к адми­ни­стра­тив­ной ответ­ствен­но­сти по ч.2 ст. 5.27.1. Кодек­са РФ об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, мак­си­маль­ный штраф по кото­рой дости­га­ет восемь­де­сят тысяч руб­лей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Adblock
detector