Определим ключевые этапы на ответственном, а иногда и судьбоносном, пути к подписанию выгодного и безопасного контракта.
1. Ставим цели.
Намереваясь заключить договор, следует тщательно продумать цели, которые при этом преследуются, а также механизм практической реализации намеченного. Для начала стоит уточнить:
- как оформляется нужный договор? требуется ли его нотариальное удостоверение?
- кто станет вашим контрагентом? Достоин ли он доверия?
- кто сможет составить грамотный текст сделки? Сами вы справитесь? Готовы ли подписать типовой или публичный договор, предоставленный второй стороной?
- сколько времени потребуется на исполнение?
- какие условия для вас приемлемы, а на что вы точно не согласитесь?
- какие риски вы несете, заключая договор?
- другие аспекты в зависимости от сущности контракта.
Предусмотрев главные нюансы предстоящей работы, постепенно переходя от общего к частному, вы сможете составить примерную схему деятельности, которую необходимо осуществить, с разбивкой на этапы.
2. Собираем информацию о партнере, оцениваем его с точки зрения благонадежности.
В любой сфере деятельности невозможно обойтись без партнерских отношений, сделок и, конечно же, рисков, им сопутствующим. Чтобы себя максимально обезопасить достаточно выполнить несколько действий.
Исходя из практики можно выделить признаки недобросовестности компании.
- Юридический адрес предприятия стал «массовым», то есть таким, по которому зарегистрировано более 10 фирм.
- Деятельность предприятия осуществляется подозрительно неритмично.
- Использование нестандартных форм расчетов (уступка прав требования, бартер, вексель).
- Стоимость услуг/товаров варьируется в достаточно обширном диапазоне. Еще опаснее, если цены значительно ниже рыночных.
- Наблюдается явное отсутствие экономической целесообразности проводимой операции.
- Необходимые для проведения хозяйственной деятельности основные средства отсутствуют.
- Проводятся финансово-хозяйственные операции, не имеющие отношение к зарегистрированным ею видам деятельности ОКВЭД.
- Отсутствие лицензии на вид деятельности, подлежащей лицензированию.
- Часто происходит «утеря» первичных документов.
- Имеется задолженность по уплате основных видов налогов.
- Владение компанией либо ее частью передано юридическому лицу, в отношении которого начата процедура ликвидации.
- Учредитель фирмы и ее руководитель – один и тот же человек. Это, конечно, спорный показатель, но на него все же стоит обратить внимание.
- Существуют факторы, которые могут свидетельствовать о неблагонадежности руководства компании или его неспособности ею эффективно управлять. К таким факторам можно отнести преклонный возраст, наличие судимости, пребывание на длительном лечении, недееспособность/ограниченную дееспособность, отсутствие места регистрации (прописки) и т.п.
3. Составляем проект договора.
Максимально выгодные для себя условия можно прописать, составляя его текст самостоятельно, тогда вы наверняка себя никак «не обидите» и не пропустите важных моментов.
Конечно, про интерес контрагента тоже не стоит забывать, поскольку текст документа должен в полной мере удовлетворять потребности каждой из сторон.
Не знаете, как составить договор правильно? Сомневаетесь в своих силах? Делегируйте эту часть профессионалу – юристу, адвокату, что позволит вам максимально себя обезопасить, ведь документ должен быть составлен не только в соответствии с желаниями и целями клиента и его контрагента, но и не должен противоречить действующему законодательству.
Кроме того, при его составлении следует учесть и судебную практику по однотипным правоотношениям, что позволит, к примеру, исключить вероятность признания договора или отдельных его условий недействительным со всеми вытекающими.
Если же проект предоставляется потенциальным партнером, как минимум, нужно внимательно прочитать включенные в него условия, при возникновении любых сомнений – обратиться к контрагенту, а лучше независимому юристу, за разъяснением таких условий и последствий, которые они могут в себе нести.
Не согласны с определенными пунктами – внесите предложение по поводу их исключения или изменения. Если достичь консенсуса не удается, а имеющиеся условия для вас категорически неприемлемы – лучше отказаться от заключения такого контракта и вернуться к стадии поиска контрагента.
4. Проверяем полномочия представителя компании, который будет от ее имени совершать сделку.
Если вы надлежащим образом подошли к сбору информации о партнере, убедиться в том, уполномочен ли директор на заключение подобных контрактов, не составит труда, поскольку у вас на руках будет устав предприятия, в котором четко прописаны права руководителя и ограничения его прав, если таковые имеются. Дополнительно стоит попросить его предъявить приказ о назначении на должность или протокол собрания учредителей компании.
Не всегда руководитель фирмы может лично заниматься заключением всех договоров, при большой нагрузке, такие полномочия могут быть предоставлены представителю путем выдачи доверенности.
Сегодня доверенности, выданные юр. лицом, нигде не регистрируются и не подлежат обязательному нотариальному удостоверению, что, с одной стороны, удобно, а с другой – влечет некоторые риски. Итак, необходимо внимательно изучить доверенность, проверить срок ее действия, убедиться в наличии нужного объема полномочий и обязательных реквизитов (в частности, даты выдачи, подписи руководителя). И здесь очередной риск – а вы уверены, что доверенность действительно подписана руководителем?
5. Оцениваем риски и принимаем окончательное решение.
К сожалению, в погоне за выгодой очень часто договора подписываются без проведения надлежащей юридической экспертизы и анализа перспектив признания договора недействительным или вообще несостоявшимся.
Рассчитывая на добропорядочность контрагента, многие не уделяют должного внимания незначительным на первый взгляд нюансам, которые в конечном итоге могут привести к возникновению серьезных проблем, в том числе материальных затрат.