Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства органов власти, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В Российской Федерации на сегодняшний день сформирована единая законодательная и нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым 21 декабря 1994 г.
В законе используются следующие основные понятия:
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Основные опасности и угрозы для населения и территорий носят как природный, так и техногенный характер. Среди природных опасностей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, землетрясения, оползни, сели, сильные заморозки. Ежегодно в России происходит 230–250 событий чрезвычайного характера, связанных с природными опасными явлениями. К техногенным опасностям и угрозам относятся: пожары, взрывы, разрушения сооружений, крушение транспортных средств, эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду.
Следует отметить, что общей характерной особенностью природных и техногенных опасностей и угроз на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно воздействие может вызывать целую цепочку других, часто более неблагоприятных процессов.
При несоблюдении условий сбора и накопления, способов транспортирования, методов утилизации отходов могут возникнуть чрезвычайные ситуации, связанные с опасными свойствами отходов – их токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью, содержанием возбудителей инфекционных болезней. Поражающие воздействия, возникающие при обращении с отходами, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, биологический.
При механическом воздействии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть ударные волны и потоки, воздействие падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.
При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы – пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.
Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в т.ч. продуктов питания, сельскохозяйственного сырья, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов.
Биологическое воздействие возникает вследствие распространения болезнетворных микроорганизмов, токсинов и других биологически опасных веществ. Оно заключается в заражении организмов, воды, продуктов питания, возникновении инфекционной заболеваемости людей, животных и растений.
Меры защиты населения и территорий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются по двум основным направлениям:
- превентивные меры по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, осуществляемые заблаговременно;
- меры по локализации (ликвидации) уже возникших чрезвычайных ситуаций.
Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения утверждены приказом от 28 февраля 2003 г. № 105 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В основе мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (снижению риска их возникновения) и уменьшению возможных потерь и ущерба от них (уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций) лежат конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера.
Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях системы. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Проектные решения, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, предусматриваются в проектах строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В деле предупреждения чрезвычайных ситуаций важная роль отводится общегосударственным, ведомственным и территориальным мерам организационно-экономического характера. К мероприятиям такого рода в техногенной сфере может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объектов, лицензирование деятельности опасных производственных объектов, страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и окружающей среде.
Одной из основных характеристик любой возникающей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера является ее масштаб, который характеризуется, прежде всего, размерами зоны чрезвычайной ситуации. Как правило, при определении масштаба учитывается также тяжесть последствий, главными составными частями которых являются потери и ущерб. Масштаб чрезвычайной ситуации предопределяет состав сил и средств, количество привлеченных ресурсов, позволяющих осуществить ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Главной целью управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств. Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации.
Основными задачами являются:
- сбор данных;
- анализ и оценка обстановки;
- принятие решений и доведение задач до исполнителей;
- организация взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств.
Мероприятия по защите населения и территорий при авариях на химически и биологически опасных объектах проводятся в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней с участием заинтересованных организаций.
Основными мероприятиями химической защиты, осуществляемыми в случае возникновения аварии, являются:
- обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
- выявление химической обстановки в зоне аварии;
- соблюдение режимов поведения на зараженной территории, норм и правил химической безопасности;
- обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;
- эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения;
- ликвидация химического заражения.
Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и снижению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникновении чрезвычайных ситуаций биологического характера.
Она достигается:
- своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоотий, очагов заражения биологического характера;
- своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пораженным (больным);
- проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий;
- контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;
- заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучением населения приемам и способам оказания медицинской помощи пораженным, самои взаимопомощи и др.
Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.