Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы?

Какие быва­ют осно­ва­ния для про­вер­ки Росте­х­над­зо­ра и их виды

Преж­де все­го, нуж­но знать, что осно­ва­ни­ем для про­вер­ки рабо­то­да­те­ля явля­ют­ся:

  • офи­ци­аль­ные заяв­ле­ния рабо­то­да­те­лей, кото­рые пла­ни­ру­ют занять­ся дея­тель­но­стью, свя­зан­ной с про­мыш­лен­ной без­опас­но­стью;
  • сооб­ще­ния рабо­то­да­те­лей об окон­ча­нии стро­и­тель­ства объ­ек­та капи­таль­но­го стро­и­тель­ства;
  • исте­че­ние одно­го года с момен­та, когда выда­но раз­ре­ше­ние на экс­плу­а­та­цию гид­ро­тех­ни­че­ско­го соору­же­ния;
  • инфор­ма­ция, содер­жа­щая све­де­ния, под­твер­жда­ю­щие ввод в экс­плу­а­та­цию или реги­стра­цию в госу­дар­ствен­ном реест­ре опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов;
  • ава­рии, инци­ден­ты и несчаст­ные слу­чаи на опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тах;
  • обра­ще­ния граж­дан и орга­ни­за­ций с жало­ба­ми на нару­ше­ния зако­нов и нор­ма­тив­ных пра­во­вых актов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, регу­ли­ру­ю­щих отно­ше­ния в обла­сти про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти;
  • инфор­ма­ция, содер­жа­щая све­де­ния базы дан­ных раз­ре­ше­ний на при­ме­не­ние тех­ни­че­ских устройств на опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тах;
  • инфор­ма­ция, содер­жа­щая све­де­ния реест­ров лицен­зий на экс­плу­а­та­цию взры­во­по­жа­ро­опас­ных и хими­че­ски опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов;
  • инфор­ма­ция, содер­жа­щая све­де­ния, под­твер­жда­ю­щие ока­за­ние орга­ни­за­ци­ей услуг по экс­плу­а­та­ции (обслу­жи­ва­нию) опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та.

Могут быть и дру­гие при­чи­ны, в зави­си­мо­сти от сфе­ры дея­тель­но­сти рабо­то­да­те­ля. Они ука­за­ны в адми­ни­стра­тив­ных регла­мен­тах Росте­х­над­зо­ра, о кото­рых ска­за­но здесь.

Виды про­ве­рок Росте­х­над­зо­ра опре­де­ле­ны Феде­раль­ным зако­ном от 26 декаб­ря 2008 г. № 294-ФЗ «О защи­те прав юри­ди­че­ских лиц и инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей» (далее – Закон № 294-ФЗ). Они быва­ют пла­но­вы­ми и вне­пла­но­вы­ми, выезд­ны­ми и доку­мен­тар­ны­ми.

Осо­бен­ность кон­троль­ных меро­при­я­тий Росте­х­над­зо­ра заклю­ча­ет­ся в том, что, поми­мо Зако­на № 294-ФЗ, инспек­то­ры долж­ны руко­вод­ство­вать­ся и дру­ги­ми спе­ци­аль­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми акта­ми. Напри­мер, для про­вер­ки стро­и­тель­ной орга­ни­за­ции руко­во­дя­щим допол­ни­тель­ным доку­мен­том будет поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 1 фев­ра­ля 2006 г. № 54, а так­же Гра­до­стро­и­тель­ный Кодекс.

Вне­пла­но­вая про­вер­ка про­во­дит­ся, если:

  • истек срок испол­не­ния пред­пи­са­ния;
  • посту­пи­ли сооб­ще­ния от граж­дан о том, что воз­ник­ла угро­за или уже при­чи­нен вред здо­ро­вью граж­дан, живот­ным, рас­те­ни­ям, окру­жа­ю­щей сре­де, воз­ник­ла угро­за или про­изо­шла чрез­вы­чай­ная ситу­а­ция тех­но­ген­но­го харак­те­ра.

Про­вер­ки Росте­х­над­зор дол­жен согла­со­вать с про­ку­ра­ту­рой. Даты пред­сто­я­щих пла­но­вых кон­троль­ных меро­при­я­тий пуб­ли­ку­ют на офи­ци­аль­ном сай­те Гене­раль­ной про­ку­ра­ту­ры. На вне­пла­но­вые про­вер­ки так­же полу­ча­ют раз­ре­ше­ние про­ку­ра­ту­ры, но даты про­ве­рок, конеч­но же, не пуб­ли­ку­ют. В отдель­ных слу­ча­ях (когда при­чи­нен вред жиз­ни или здо­ро­вью граж­дан) инспек­то­ры не обя­за­ны полу­чать раз­ре­ше­ние про­ку­ра­ту­ры. Они ее толь­ко уве­до­мят о нача­ле про­вер­ки.

Пла­но­вые про­вер­ки по обще­му пра­ви­лу про­во­дят­ся не чаще чем раз в три года. Если же в ходе кон­троль­но­го меро­при­я­тия пред­сто­ит про­ве­рить, как орга­ни­за­ция соблю­да­ет тре­бо­ва­ния энер­го­сбе­ре­же­ния и повы­ше­ния энер­го­эф­фек­тив­но­сти, часто­та про­ве­рок может быть выше. Пра­ви­тель­ство долж­но уста­но­вить виды дея­тель­но­сти с более часты­ми про­вер­ка­ми. В насто­я­щее вре­мя дей­ству­ет толь­ко Пере­чень для орга­ни­за­ций, заня­тых в сфе­ре здра­во­охра­не­ния, сфе­ре обра­зо­ва­ния и соци­аль­ной сфе­ре.

Доку­мен­тар­ная про­вер­ка про­во­дит­ся без выез­да к рабо­то­да­те­лю. Инспек­то­ры напра­вят ему запрос с тре­бо­ва­ни­ем предо­ста­вить копии доку­мен­тов. Их пере­чень будет ука­зан в запро­се. Там же будет обо­зна­че­но нача­ло и срок про­вер­ки.

Выезд­ная про­вер­ка про­во­дит­ся на тер­ри­то­рии рабо­то­да­те­ля. Инспек­то­ры при­хо­дят с реше­ни­ем сво­е­го руко­во­ди­те­ля о про­ве­де­нии кон­троль­но­го меро­при­я­тия. Они не толь­ко изу­чат доку­мен­ты, но и озна­ко­мят­ся с реаль­ным состо­я­ни­ем объ­ек­тов повы­шен­ной опас­но­сти. О нача­ле выезд­ной про­вер­ки рабо­то­да­тель узна­ет не мень­ше чем за три дня. К нему долж­но прий­ти пись­мен­ное уве­дом­ле­ние.

Каким рабо­то­да­те­лям сто­ит ожи­дать про­ве­рок Росте­х­над­зо­ра

Уже само назва­ние этой орга­ни­за­ции вызы­ва­ет ува­же­ние и застав­ля­ет крайне серьез­но отно­сить­ся к про­вер­кам с ее сто­ро­ны. Труд­но соста­вить пол­ный пере­чень орга­ни­за­ций, в кото­рые может наве­дать­ся Росте­х­над­зор, посколь­ку он кон­тро­ли­ру­ет и над­зи­ра­ет за дея­тель­но­стью рабо­то­да­те­лей, кото­рые:

  • зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой и исполь­зо­ва­ни­ем недр;
  • исполь­зу­ют атом­ную энер­гию (за исклю­че­ни­ем дея­тель­но­сти по раз­ра­бот­ке, изго­тов­ле­нию, испы­та­нию, экс­плу­а­та­ции и ути­ли­за­ции ядер­но­го ору­жия и ядер­ных энер­ге­ти­че­ских уста­но­вок воен­но­го назна­че­ния);
  • экс­плу­а­ти­ру­ют элек­три­че­ские и теп­ло­вые уста­нов­ки и сети (кро­ме быто­вых уста­но­вок и сетей);
  • экс­плу­а­ти­ру­ют гид­ро­тех­ни­че­ские соору­же­ния (за исклю­че­ни­ем судо­ход­ных гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний);
  • про­из­во­дят, хра­нят и при­ме­ня­ют взрыв­ча­тые мате­ри­а­лы про­мыш­лен­но­го назна­че­ния.

Росте­х­над­зор кон­тро­ли­ру­ет, как соблю­да­ет­ся про­мыш­лен­ная без­опас­ность в орга­ни­за­ци­ях, экс­плу­а­ти­ру­ю­щих осо­бо опас­ные про­из­вод­ствен­ные объ­ек­ты. Это объ­ек­ты, на кото­рых:

  • полу­ча­ют­ся, исполь­зу­ют­ся, пере­ра­ба­ты­ва­ют­ся, обра­зу­ют­ся, хра­нят­ся, транс­пор­ти­ру­ют­ся, уни­что­жа­ют­ся вос­пла­ме­ня­ю­щи­е­ся веще­ства (газы, с низ­кой тем­пе­ра­ту­рой кипе­ния), окис­ля­ю­щие веще­ства, взрыв­ча­тые и ток­сич­ные веще­ства;
  • исполь­зу­ет­ся обо­ру­до­ва­ние, рабо­та­ю­щее под высо­ким дав­ле­ни­ем;
  • исполь­зу­ют­ся ста­ци­о­нар­но уста­нов­лен­ные гру­зо­подъ­ем­ные меха­низ­мы и т. д.

Пол­ный пере­чень содер­жит­ся в при­ло­же­нии 1 к Феде­раль­но­му зако­ну от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов».

Исхо­дя из это­го мож­но сде­лать вывод, что инспек­то­ры Росте­х­над­зо­ра впра­ве про­ве­рить стро­и­тель­ные орга­ни­за­ции, орга­ни­за­ции, экс­плу­а­ти­ру­ю­щие котель­ные, про­из­во­дя­щие гази­ро­ван­ную воду, хими­че­ские про­из­вод­ства, неф­те­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия, веду­щие под­зем­ные рабо­ты, и мно­гие дру­гие.

Что про­ве­ря­ет Росте­х­над­зор

Как вы уже поня­ли, Росте­х­над­зор про­ве­ря­ет мно­гих рабо­то­да­те­лей, заня­тых прак­ти­че­ски во всех отрас­лях эко­но­ми­ки. Поэто­му соста­вить еди­ный пере­чень доку­мен­тов или вопро­сов, кото­рые будут инте­ре­со­вать инспек­то­ров, затруд­ни­тель­но. Ведь в рабо­те на стро­и­тель­стве тон­не­ля мет­ро­по­ли­те­на и дея­тель­но­сти мага­зи­на нет ниче­го обще­го.

В первую оче­редь про­ве­ря­ю­щих будут инте­ре­со­вать доку­мен­ты, свя­зан­ные с экс­плу­а­та­ци­ей осо­бо опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов (далее – ОПО): раз­лич­ные раз­ре­ше­ния, про­ек­ты работ, при­ка­зы, пла­ны работ, гра­фи­ки обслу­жи­ва­ния ОПО, дого­во­ры со спа­са­те­ля­ми и т. д.

Кон­кре­ти­зи­ро­вать круг вопро­сов, затра­ги­ва­е­мых про­ве­ря­ю­щи­ми, помо­гут адми­ни­стра­тив­ные регла­мен­ты Росте­х­над­зо­ра. В них содер­жит­ся поря­док дей­ствий сотруд­ни­ков служ­бы перед и во вре­мя про­ве­рок. Все­го их суще­ству­ет боль­ше десят­ка.

Так, орга­ни­за­ци­ям, заня­тым в недро­поль­зо­ва­нии, нужен адми­ни­стра­тив­ный регла­мент, утвер­жден­ный при­ка­зом Росте­х­над­зо­ра от 12 декаб­ря 2012 г. № 712, про­ект­ным орга­ни­за­ци­ям пона­до­бит­ся регла­мент, утвер­жден­ный при­ка­зом Росте­х­над­зо­ра от 25 июля 2013 г. № 325, а стро­и­тель­ные орга­ни­за­ции заин­те­ре­су­ет регла­мент, утвер­жден­ный при­ка­зом Росте­х­над­зо­ра от 31 янва­ря 2013 г. № 38.

Но абсо­лют­но­му боль­шин­ству рабо­то­да­те­лей необ­хо­ди­мо озна­ко­мить­ся с адми­ни­стра­тив­ным регла­мен­том, утвер­жден­ным при­ка­зом Росте­х­над­зо­ра от 30 октяб­ря 2008 г. № 280. Он каса­ет­ся про­це­ду­ры про­вер­ки пра­вил экс­плу­а­та­ции осо­бо опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов. Там мож­но най­ти при­мер­ный пере­чень доку­мен­тов, кото­рые про­ве­ря­ют инспек­то­ры.

При­мер­ный пере­чень доку­мен­тов, про­ве­ря­е­мых Росте­х­над­зо­ром

  • Учре­ди­тель­ные доку­мен­ты и доку­мент о госу­дар­ствен­ной под­над­зор­ной орга­ни­за­ции в каче­стве юри­ди­че­ско­го лица – для юри­ди­че­ско­го лица;
  • сви­де­тель­ство о госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции граж­да­ни­на в каче­стве инди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля – для инди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля;
  • сви­де­тель­ство о поста­нов­ке на учет в нало­го­вом органе;
  • доку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие нали­чие у под­над­зор­ной орга­ни­за­ции на пра­ве соб­ствен­но­сти или на ином закон­ном осно­ва­нии опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та;
  • офи­ци­аль­ные изда­ния Феде­раль­но­го зако­на «О про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов», дру­гих феде­раль­ных зако­нов и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых актов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, а так­же нор­ма­тив­ных тех­ни­че­ских доку­мен­тов в обла­сти про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти;
  • сви­де­тель­ство о реги­стра­ции опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та в госу­дар­ствен­ном реест­ре опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тов;
  • раз­ре­ше­ние на ввод в экс­плу­а­та­цию опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та;
  • про­ект­ная доку­мен­та­ция на стро­и­тель­ство, рас­ши­ре­ние, рекон­струк­цию, тех­ни­че­ское пере­во­ору­же­ние, кон­сер­ва­цию и лик­ви­да­цию опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та и изме­не­ния к ней;
  • лицен­зия на экс­плу­а­та­цию опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та;
  • заклю­че­ния экс­пер­ти­зы про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти;
  • декла­ра­ции про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти;
  • дого­во­ры стра­хо­ва­ния рис­ка ответ­ствен­но­сти за при­чи­не­ние вре­да при экс­плу­а­та­ции опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та;
  • доку­мен­ты по уком­плек­то­ван­но­сти шта­та работ­ни­ков опас­но­го про­из­вод­ствен­но­го объ­ек­та в соот­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми;
  • доку­мен­ты по допус­ку к рабо­те на опас­ном про­из­вод­ствен­ном объ­ек­те лиц, удо­вле­тво­ря­ю­щих соот­вет­ству­ю­щим ква­ли­фи­ка­ци­он­ным тре­бо­ва­ни­ям и не име­ю­щих меди­цин­ских про­ти­во­по­ка­за­ний к ука­зан­ной рабо­те;
  • доку­мен­ты по про­ве­де­нию под­го­тов­ки и атте­ста­ции работ­ни­ков в обла­сти про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти;
  • нор­ма­тив­ные пра­во­вые акты и нор­ма­тив­ные тех­ни­че­ские доку­мен­ты, уста­нав­ли­ва­ю­щие пра­ви­ла веде­ния работ на опас­ном про­из­вод­ствен­ном объ­ек­те;
  • доку­мен­ты по орга­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нию про­из­вод­ствен­но­го кон­тро­ля за соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти;
  • экс­плу­а­та­ци­он­ная доку­мен­та­ция, сер­ти­фи­ка­ты или декла­ра­ции соот­вет­ствия, раз­ре­ше­ния на при­ме­не­ние тех­ни­че­ских устройств на опас­ных про­из­вод­ствен­ных объ­ек­тах, в том чис­ле при­бо­ров и систем кон­тро­ля за про­из­вод­ствен­ны­ми про­цес­са­ми, в соот­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми;
  • доку­мен­ты по про­ве­де­нию диа­гно­сти­ки, испы­та­ни­ям, осви­де­тель­ство­ва­нию соору­же­ний и тех­ни­че­ских устройств, при­ме­ня­е­мых на опас­ном про­из­вод­ствен­ном объ­ек­те;
  • доку­мен­ты по предот­вра­ще­нию про­ник­но­ве­ния на опас­ный про­из­вод­ствен­ный объ­ект посто­рон­них лиц;
  • рас­по­ря­же­ния и пред­пи­са­ния Росте­х­над­зо­ра и долж­ност­ных лиц, отда­ва­е­мые ими в соот­вет­ствии с пол­но­мо­чи­я­ми, и доку­мен­ты по их выпол­не­нию;
  • меро­при­я­тия по лока­ли­за­ции и лик­ви­да­ции послед­ствий ава­рий на опас­ном про­из­вод­ствен­ном объ­ек­те;
  • дого­во­ры на обслу­жи­ва­ние с про­фес­си­о­наль­ны­ми ава­рий­но-спа­са­тель­ны­ми служ­ба­ми или с про­фес­си­о­наль­ны­ми ава­рий­но-спа­са­тель­ны­ми фор­ми­ро­ва­ни­я­ми или доку­мен­ты об атте­ста­ции соб­ствен­ных про­фес­си­о­наль­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных служб или про­фес­си­о­наль­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний, а так­же нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний из чис­ла работ­ни­ков;
  • доку­мен­ты по уче­ту, тех­ни­че­ско­му рас­сле­до­ва­нию, ана­ли­зу и про­фи­лак­ти­ке при­чин ава­рий и инци­ден­тов на опас­ном про­из­вод­ствен­ном объ­ек­те;
  • тех­но­ло­ги­че­ская доку­мен­та­ция, нали­чие и веде­ние кото­рой регла­мен­ти­ру­ет­ся тех­ни­че­ски­ми регла­мен­та­ми, пра­ви­ла­ми про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти, ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми в обла­сти про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти.

Что еще про­ве­рят кон­тро­ле­ры

Одним изу­че­ни­ем доку­мен­тов по про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти дело не огра­ни­чит­ся. Инспек­то­ры обя­за­тель­но прой­дут по местам, где нахо­дят­ся ОПО, и осмот­рят их. Они обра­тят вни­ма­ние на внеш­ний вид объ­ек­тов и отдель­ных его частей. Про­ве­рят целост­ность, напри­мер, сте­кол на мано­мет­рах бал­ло­нов с высо­ким дав­ле­ни­ем и т. д.

суще­ству­ет осо­бый спи­сок доку­мен­тов, кото­рые будет про­ве­рять Росте­х­над­зор. В него вхо­дят, напри­мер:

  1. спи­сок (реестр) орга­ни­за­ций, в том чис­ле ино­стран­ных, и (или) инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, чле­нов СРО, при­ня­тых к нача­лу про­вер­ки;
  2. доку­мен­ты, кото­рые послу­жи­ли осно­ва­ни­ем для при­ня­тия рабо­то­да­те­ля в чле­ны СРО;
  3. копии дого­во­ров стра­хо­ва­ния чле­на­ми СРО граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти;
  4. доку­мент, уста­нав­ли­ва­ю­щий систе­му мер дис­ци­пли­нар­но­го воз­дей­ствия за несо­блю­де­ние чле­на­ми СРО тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов;
  5. доку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие выпла­ты из средств ком­пен­са­ци­он­но­го фон­да СРО за про­ве­ря­е­мый пери­од, а так­же доку­мен­ты, ука­зы­ва­ю­щие на осно­ва­ние осу­ществ­ле­ния дан­ных выплат.

Пол­ный пере­чень доку­мен­тов, кото­рые может потре­бо­вать Росте­х­над­зор, содер­жит­ся в пунк­те 9 Адми­ни­стра­тив­но­го регла­мен­та, утвер­жден­но­го при­ка­зом Росте­х­над­зо­ра от 25 июля 2013 г. № 325.

Инфор­ма­ция с сай­та http: e.otruda.ru

Больше в Трудовое правоБольше записей в Трудовое право »
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии