Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Распределение транспортных расходов на остаток товара

Рас­пре­де­ле­ние транс­порт­ных рас­хо­дов на оста­ток това­ра про­из­во­дят для того, что­бы опре­де­лить, какую сум­му из этих рас­хо­дов мож­но спи­сать на умень­ше­ние базы по нало­гу на при­быль, а какую — нель­зя. Кто обя­зан рас­пре­де­лять рас­хо­ды на оста­ток това­ра? Какие имен­но рас­хо­ды под­ле­жат рас­пре­де­ле­нию? По како­му алго­рит­му они рас­пре­де­ля­ют­ся? Отве­ты вы най­де­те в нашей ста­тье.

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Соглас­но ст. 320 НК РФ поря­док спи­са­ния рас­хо­дов на реа­ли­за­цию това­ров мож­но пред­ста­вить в виде схе­мы:

Рас­хо­ды, отме­чен­ные зеле­ны­ми кру­жоч­ка­ми, пол­но­стью спи­сы­ва­ют­ся в меся­це их осу­ществ­ле­ния. А вот рас­хо­ды, кото­рые отме­че­ны крас­ны­ми кру­жоч­ка­ми, мож­но спи­сы­вать толь­ко в части, отно­ся­щей­ся к реа­ли­зо­ван­ным това­рам. Ины­ми сло­ва­ми, сто­и­мость покуп­ки това­ра и транс­порт­ные рас­хо­ды по его достав­ке до места хра­не­ния (пере­про­да­жи) в кон­це меся­ца долж­ны рас­пре­де­лять­ся меж­ду реа­ли­зо­ван­ны­ми и нере­а­ли­зо­ван­ны­ми това­ра­ми.

В сто­и­мость покуп­ки това­ров могут быть вклю­че­ны:

  • сто­и­мость това­ра по дого­во­ру;
  • тамо­жен­ные пошли­ны;
  • сто­и­мость инфор­ма­ци­он­но-кон­суль­та­ци­он­ных услуг по това­ру;
  • сто­и­мость посред­ни­че­ских услуг;
  • затра­ты по стра­хо­ва­нию това­ра;
  • иные затра­ты (пере­чень пред­став­лен в п. 6 ПБУ 5/01).

Покуп­ная сто­и­мость реа­ли­зо­ван­ных това­ров спи­сы­ва­ет­ся одним из спо­со­бов, кото­рый дол­жен быть зафик­си­ро­ван в учет­ной поли­ти­ке:

  • по сто­и­мо­сти покуп­ки тех това­ров, кото­рые были при­об­ре­те­ны рань­ше по отно­ше­нию к дру­гим това­рам (ФИФО);
  • по покуп­ной сто­и­мо­сти еди­ни­цы това­ра;
  • по сред­ней сто­и­мо­сти куп­лен­ных това­ров.

С подроб­ны­ми разъ­яс­не­ни­я­ми по спи­са­нию сто­и­мо­сти това­ров мето­дом сред­ней сто­и­мо­сти вы може­те озна­ко­мить­ся в нашей ста­тье «Поря­док спи­са­ния мате­ри­а­лов по сред­ней сто­и­мо­сти».

К транс­порт­ным рас­хо­дам по достав­ке това­ра до места его скла­ди­ро­ва­ния (пере­про­да­жи) могут отно­сить­ся:

  • транс­порт­ные услу­ги сто­рон­них орга­ни­за­ций;
  • услу­ги по погруз­ке-выгруз­ке това­ров, их сопро­вож­де­нию;
  • мате­ри­аль­ные рас­хо­ды на дообо­ру­до­ва­ние транс­порт­ных средств (утеп­ле­ние, фик­си­ру­ю­щие стел­ла­жи, защит­ные мате­ри­а­лы и др.);
  • услу­ги по крат­ко­сроч­но­му хра­не­нию това­ра на ж/д стан­ци­ях, в реч­ных (мор­ских) пор­тах, аэро­пор­тах. Сро­ки тако­го хра­не­ния долж­ны быть ука­за­ны в дого­во­ре по транс­пор­ти­ров­ке това­ра.

С поряд­ком опре­де­ле­ния сум­мы транс­порт­ных рас­хо­дов, под­ле­жа­щих спи­са­нию по ито­гам меся­ца, подроб­нее озна­ко­мим­ся в сле­ду­ю­щем раз­де­ле ста­тьи.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Рас­пре­де­ле­ние транс­порт­ных рас­хо­дов меж­ду реа­ли­зо­ван­ны­ми и нере­а­ли­зо­ван­ны­ми това­ра­ми долж­ны про­из­во­дить толь­ко нало­го­пла­тель­щи­ки, кото­рые удо­вле­тво­ря­ют сра­зу 4 при­зна­кам:

  • по пра­во­вой фор­ме при­над­ле­жат к орга­ни­за­ци­ям;
  • зани­ма­ют­ся опто­вой и (или) роз­нич­ной тор­гов­лей;
  • при­ме­ня­ют ОСН;
  • дохо­ды (рас­хо­ды) учи­ты­ва­ют мето­дом начис­ле­ния.

Осталь­ным нало­го­пла­тель­щи­кам рас­пре­де­лять транс­порт­ные рас­хо­ды не надо.

ВАЖНО! Так­же не нуж­но рас­пре­де­лять транс­порт­ные рас­хо­ды, кото­рые по дого­во­ру реа­ли­за­ции были вклю­че­ны в сто­и­мость поку­па­е­мых това­ров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Фор­му­ла рас­пре­де­ле­ния транс­порт­ных рас­хо­дов зафик­си­ро­ва­на в извест­ной нам ст. 320 НК РФ. С этой фор­му­лой мы уже зна­ко­ми­ли наших чита­те­лей в ста­тьях:

В теку­щей ста­тье свои разъ­яс­не­ния по алго­рит­му рас­пре­де­ле­ния транс­порт­ных рас­хо­дов мы при­ве­дем на осно­ва­нии нагляд­но­го при­ме­ра.

Сум­ма рас­хо­дов на транс­пор­ти­ров­ку това­ров до места их хра­не­ния (пере­про­да­жи):

  • нерас­пре­де­лен­ных по состо­я­нию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осу­ществ­лен­ных за август — 57 697 руб. без НДС.

Сто­и­мость покуп­ки това­ров:

  • реа­ли­зо­ван­ных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • остав­ших­ся нере­а­ли­зо­ван­ны­ми на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Ито­ги про­из­ве­ден­ных рас­че­тов:

  • рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку това­ров, под­ле­жа­щие спи­са­нию за август, — 55 018,58 руб.;
  • рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку, остав­ши­е­ся нерас­пре­де­лен­ны­ми по состо­я­нию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В буху­че­те рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку това­ров до места хра­не­ния (пере­про­да­жи) могут быть учте­ны 2 спо­со­ба­ми:

  • в сто­и­мо­сти това­ра (п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издерж­ках обра­ще­ния (п. 13 ПБУ 5/01).

Пер­вый спо­соб будет пред­по­чти­те­лен, если вклю­че­ние транс­порт­ных рас­хо­дов в сто­и­мость това­ра преду­смот­ре­но дого­во­ром. В таком слу­чае в нало­го­вом и бух­гал­тер­ском уче­те (далее — НУ и БУ) не нуж­но будет зани­мать­ся их рас­пре­де­ле­ни­ем на оста­ток това­ров. А зна­чит, раз­ни­ца меж­ду НУ и БУ транс­порт­ных рас­хо­дов будет отсут­ство­вать. При выбо­ре послед­не­го вари­ан­та рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку могут быть спи­са­ны:

  • в пол­ном объ­е­ме в меся­це их фак­ти­че­ско­го осу­ществ­ле­ния (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, при­хо­дя­щей­ся на реа­ли­зо­ван­ные това­ры (п. 228 при­ка­за Мин­фи­на РФ «Мето­ди­че­ские ука­за­ния по буху­че­ту МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).

Спо­соб спи­са­ния рас­хо­дов на транс­пор­ти­ров­ку това­ров, ука­зан­ный в Мето­ди­че­ских ука­за­ни­ях по буху­че­ту МПЗ, счи­та­ет­ся опти­маль­ным. При его исполь­зо­ва­нии не будут воз­ни­кать раз­ни­цы меж­ду НУ и БУ транс­порт­ных рас­хо­дов. Но он допу­стим лишь при зна­чи­тель­ной вели­чине транс­порт­но-заго­то­ви­тель­ных рас­хо­дов — более 10% от выруч­ки с про­да­жи това­ров.

В любом слу­чае выбран­ный вари­ант спи­са­ния транс­порт­ных рас­хо­дов дол­жен быть зафик­си­ро­ван в учет­ной поли­ти­ке.

Рас­смот­рим при­ме­ры про­во­док при раз­лич­ных вари­ан­тах отра­же­ния транс­порт­ных рас­хо­дов в буху­че­те.

При­мер

Для упро­ще­ния при­ме­ра пред­по­ло­жим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не име­ет­ся ника­ких остат­ков.

За сен­тябрь были про­из­ве­де­ны опе­ра­ции:

  • при­об­ре­тен товар на сум­му 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
  • рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку това­ра до места хра­не­ния (пере­про­да­жи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
  • реа­ли­зо­ван товар на сум­му 92 769,00 руб.;
  • спи­са­на покуп­ная сто­и­мость реа­ли­зо­ван­но­го това­ра:
    • при уче­те транс­порт­ных услуг в сто­и­мо­сти това­ра — 56 263,84 руб.;
    • при отдель­ном уче­те транс­порт­ных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.

В сто­и­мо­сти това­ра (по усло­ви­ям дого­во­ра)

В издерж­ках обра­ще­ния

В пол­ном объ­е­ме

В части реа­ли­зо­ван­ных това­ров

Отра­же­ны рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку това­ра до места хра­не­ния (про­да­жи)

Спи­са­на сто­и­мость покуп­ки това­ров

Спи­са­ны транс­порт­ные рас­хо­ды

= 10 713,56 – 2 678,39 (оста­ток транс­порт­ных рас­хо­дов — рас­чет ниже)

Спи­са­ны транс­порт­ные рас­хо­ды

Рас­хо­ды по достав­ке това­ров до места хра­не­ния (пере­про­да­жи), вклю­чен­ные в сто­и­мость това­ра по усло­ви­ям дого­во­ра, рас­пре­де­ле­нию не под­ле­жат и спи­сы­ва­ют­ся в пол­ном объ­е­ме на момент их осу­ществ­ле­ния

= 10 713,56 – (10 713,56 / (73 682,20 + 24 560,73)) × 24 560,73

Отра­же­на раз­ни­ца меж­ду БУ и НУ по транс­порт­ным рас­хо­дам

= (10 713,46 (БУ) – 8 035,17 (НУ)) × 20%

Сто­и­мость остат­ка това­ра на 30.09

= 73 682,20 + 10 713,56 – 56 263,84

= 73 682,20 – 49 121,47

= 73 682,20 – 49 121,47

Оста­ток транс­порт­ных рас­хо­дов на 30.09

= (10 713,56 / (73 682,20 + 24 560,73)) × 24 560,73

С дру­ги­ми при­ме­ра­ми отра­же­ния про­во­док по транс­порт­ным рас­хо­дам в буху­че­те може­те озна­ко­мить­ся в ста­тье «Каки­ми про­вод­ка­ми отра­жа­ют­ся транс­порт­ные рас­хо­ды?».

Распределение транспортных расходов в 1С

Для того что­бы рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку това­ра до места скла­ди­ро­ва­ния (про­да­жи) рас­пре­де­ля­лись в 1С, их нуж­но учи­ты­вать на сч. 44 с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем ста­тьи затрат «Транс­порт­ные рас­хо­ды». Бла­го­да­ря такой помет­ке про­грам­ма смо­жет отыс­кать нуж­ные транс­порт­ные рас­хо­ды и рас­пре­де­лить их по остат­ку това­ров, учтен­ных на сч. 41. Рас­пре­де­ля­ют­ся рас­хо­ды с помо­щью регла­мент­ной опе­ра­ции «Закры­тие меся­ца».

Сле­ду­ет отме­тить, что в 1С изна­чаль­но запро­грам­ми­ро­ва­но оди­на­ко­вое рас­пре­де­ле­ние транс­порт­ных рас­хо­дов как в НУ, так и в БУ. Поэто­му если в учет­ной поли­ти­ке зафик­си­ро­ва­но, что рас­пре­де­ле­ние транс­порт­ных рас­хо­дов в БУ не ведет­ся, то при­дет­ся обра­щать­ся к служ­бе под­держ­ки орга­ни­за­ции, обслу­жи­ва­ю­щей 1С, и про­сить о дора­бот­ке учет­ной про­грам­мы. В част­но­сти, о раз­ра­бот­ке функ­ции отдель­но­го уче­та транс­порт­ных рас­хо­дов в НУ и БУ.

Еще один момент. Поль­зо­ва­те­ли 1С могут по ошиб­ке учесть в ста­тье затрат «Транс­порт­ные рас­хо­ды» рас­хо­ды по транс­пор­ти­ров­ке реа­ли­зо­ван­но­го това­ра до поку­па­те­ля. Вот это­го делать не нуж­но. Эти рас­хо­ды отно­сят­ся к кос­вен­ным и долж­ны быть спи­са­ны в меся­це их осу­ществ­ле­ния. Рас­пре­де­ле­нию они не под­ле­жат. Что­бы 1С оши­боч­но не рас­пре­де­ли­ла их, в ста­тье затрат ставь­те не «Транс­порт­ные рас­хо­ды», а «Про­чие». Толь­ко тогда они будут спи­са­ны учет­ной про­грам­мой при закры­тии меся­ца в пол­ном объ­е­ме.

Итоги

В тор­го­вых орга­ни­за­ци­ях, при­ме­ня­ю­щих ОСН, рас­пре­де­ле­ние транс­порт­ных рас­хо­дов необ­хо­ди­мо для опре­де­ле­ния той части рас­хо­дов, кото­рую мож­но спи­сать в счет умень­ше­ния нало­га на при­быль. Рас­пре­де­ле­нию под­ле­жат толь­ко рас­хо­ды на транс­пор­ти­ров­ку това­ра до места его скла­ди­ро­ва­ния (пере­про­да­жи). Сум­ма спи­сы­ва­е­мых на умень­ше­ние нало­га на при­быль рас­хо­дов на транс­пор­ти­ров­ку опре­де­ля­ет­ся на осно­ва­нии про­цент­но­го соот­но­ше­ния меж­ду реа­ли­зо­ван­ны­ми и нере­а­ли­зо­ван­ны­ми това­ра­ми. Осталь­ные рас­хо­ды (кро­ме сто­и­мо­сти покуп­ки това­ра) спи­сы­ва­ют­ся в пол­ном объ­е­ме в меся­це их осу­ществ­ле­ния.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments