Вам когда нибудь выписывался штраф за тонировку передних и боковых стекол? Если нет и к тому же совсем недавно “глухо затонировали свое авто” читайте дальше.
Тонировка стекол автомобиля один из модных атрибутов тюнинга, причем данная услуга доступна повсеместно за небольшую сумму. Затемненные стекла хорошо справляются с защитой от прямых солнечных лучей и значительно повышают комфортабельность при передвижении в яркую солнечную погоду.
Но помимо плюсов бывают и минусы, не все автовладельцы соблюдают нормативы при тонировке, в результате мы получаем обратный эффект. В настоящее время существует много вопросов что можно и, если ответственность за неправильную тонировку, в данной статье мы попробуем разобраться во всех тонкостях на 2018 год.
Правила дорожного движения и КоАП РФ не регламентируют правила тонировки, а лишь устанавливают ответственность за нарушения технических требований с отсылкой на Регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором содержатся технические требования светопропускания стекол.
По общим правилам лобовое стекло автомобиля должно пропускать не менее 70% дневного света. Есть некоторые послабления для заднего стекла и боковых пассажирских стекол, здесь пропускная способность может быть на ваше усмотрение. При условии наличия зеркал заднего вида.
Внимание! Любое снижение нормы допустимой видимости лобовых и передних боковых стекол – основание для привлечения к административной ответственности.
Вы, наверное, не раз слышали страшные истории от друзей или знакомых о суровых инспекторах ГИБДД, заставляющих сдирать родимую тонировку со стекол. Да к сожалению, такое встречалось и встречается, но законно ли это, какой вообще порядок – большинство автовладельцев не знает. Попробуем разобраться в данном вопросе.
Прежде всего надо знать, инспектор ГИБДД вправе привлечь вас к административной ответственности за нарушение правил затемнения стекол, только после установления данного нарушения. Соответственно – первое действие:
- измерение светопропускания с помощью специального устройства – тауметра;
- установление факта нарушения – показатель ниже 70%.
Внимание! Обязательно удостоверьтесь что инспектор выполняет замер сертифицированным прибором.
После установления факта нарушения, инспектор составляет соответствующий протокол, куда вносятся данные водителя, гос.номера, дата и место составления, подписи
.
По новым вступившим правилам с 2018 года инспекторы вправе фиксировать соответствующие нарушения не только на стационарном посту, но и на любом участке дороге.
Если на лобовом стекле установлена полосная пленка, то ее параметры инспектор также вправе измерить и составить протокол, если ее ширина будет превышать 140 мм.
Моделей приборов множество, из них сотрудниками ГИБДД чаще всего применяются «Свет», «Тоник», «Блик‑Н». Инструкция этих тауметров предусматривает простую процедуру измерения:
- прибор подносится к стеклу и прислоняется (поверхность при этом должна быть чистой и сухой). Для точного результата рекомендуется измерять уровень светопропускания в 2–3‑х местах на одном стекле;
- через несколько секунд на табло прибора появляется информация, сформированная автоматически.
Практически все модели способны измерить процент тонировки и в темное время суток. В то же время, есть различия в их работе в зависимости от показателей температурного режима. Например, тауметр «Свет» способен выдать достоверные данные при температуре от ‑40 до +40 градусов, тогда как «Тоник» — только от ‑10 до +40. Кроме того, имеет значение и влажность воздуха: в дождливую погоду тауметр «Блик‑Н» даст более точный результат, поскольку способен работать при влажности воздуха до 95%.
Тонировка, не соответствующая техническим требованиям, автоматически относится к условиям, при которых эксплуатация транспорта запрещена. В части 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ (в действующей редакции по состоянию на 2018 год) за управление таким автомобилем предусмотрена административная ответственность в виде штрафа 500 рублей.
Еще несколько лет назад нарушение, связанное с излишней тонировкой машины, могло повлечь снятие государственных номеров. В настоящее время применение такой меры исключено и законом не предусматривается.
Кстати, на оплату штрафа по ст. 12.5 КОАП РФ распространяется правило о 50% льготе в случае, когда водитель вносит платеж в течение 20 дней со дня вынесения постановления (смотрите на нашем сайте информацию о возможности восстановления пропущенного 20-дневного периода).
Наказание за тонировку не предусматривает лишения прав и помещение ТС на штрафстоянку.
Несмотря на то, что нарушение касается наличия неисправностей, при которых эксплуатация транспорта формально запрещена, инспектор не вправе задержать автомобиль или отстранить водителя от управления (это допустимо только при наличии неисправности тормозной системы или рулевого механизма).
Согласно п. 259 Регламента ГИБДД 2017 года, инспектор вправе потребовать устранить немедленно допущенное нарушение (иными словами, сорвать пленку на месте). Если сделать это тут же невозможно, водителю разрешается доехать до ближайшего сервиса с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Если же объективно устранить нарушение возможно, но автолюбитель отказывается это сделать – у инспектора есть все основания привлечь его к ответственности по ст. 19.3 КОАП РФ за неповиновение законному требованию, наказание за такие действия может быть в виде административного ареста.
Действующий закон остается весьма лояльным к автолюбителям, которые предпочитают тонировать свой транспорт, превышая при этом предусмотренные законодательными актами нормы — штраф в 500 рублей нельзя назвать слишком суровым. Не увеличена сумма штрафа за тонировку и в случае повторного нарушения ч. 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ тем же водителем.
В то же время, в Государственной Думе уже длительное время обсуждается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для водителей машин с темными стеклами. Инициативная группа этого законопроекта намерена доработать его в 2018 году, принять замечания коллег и внести следующие изменения в ст. 12.5 КОАП РФ:
- увеличить штраф за несоблюдение правил тонировки до 1500 рублей;
- ввести штраф в размере 5000 рублей за повторное нарушение аналогичного характера в течение года.
Кроме того, отдельным пунктом рассматривается вопрос о повышении минимального процента видимости переднего стекла – возможно, его увеличат до 75%, в отношении других стекол автомобиля правила останутся теми же, с разрешением тонировки не менее 70% светопропускания.
На первоначальном этапе обсуждения (в 2016 году) в законопроекте предлагалось также ввести лишение прав до 6 месяцев при трехкратном и более нарушении правил о тонировке. В настоящий момент оно исключено из проекта.
В некоторых СМИ, в том числе и в сети интернет сообщается о еще одном грядущем изменении – введении запрета затемнять стекла автомобиля цветом, искажающим восприятие окружающей обстановки. Вместе с тем, это правило давно действует и не относится к нововведениям: в п. 4.4 Регламента Таможенного союза уже предусмотрена недопустимость искажения правильного восприятия водителем белого, голубого, красного, зеленого и желтого цветов (то есть тех красок, которые задействованы в дорожных знаках и светофорах).
Введение в действие нового закона ожидается к середине 2018 года.
Помимо тонировки у автовладельцев нередко пользуется спросом тюнинг фар ближнего и дальнего света, противотуманных и задних фар. Что в итоге может приводить к различным дорожно-транспортным происшествиям в темное время суток.
Тонкая виниловая пленка, снижающая до 15% светопропускания, создает дополнительную защиту от механических повреждений и вполне допустима, если не меняет цвет, излучающий фарами.
Пленка при необходимости может быть легко снята, что исключено при нанесении лака: он не только существенно снизит светоотражательную способность фар, но и с трудом удаляется.
Запрет изменения заводского цвета излучения, типа, количества внешних световых приборов содержится в Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации, — это одно из разъяснительных приложений к ПДД. Исключением является разрешение устанавливать световые приборы от других марок и моделей машин на транспортные средства, уже снятые с производства. Но и в этом случае цвет излучения передних фар должен быть белым или желтым, задних – желтого, оранжевого или красного, фонари заднего хода должны быть исключительно белыми.
Согласно КоАП существует следующая ответственность:
- по ч. 1 ст. 12.4 — за изменение цвета излучения передних фар, а равно за установку в передней части ТС световых приборов красного цвета — штраф 3000 рублей с конфискацией приборов и используемых приспособлений, (для должностных лиц – до 20000 рублей с конфискацией приборов, для юридических лиц – до 500000 рублей с конфискацией);
- по ч. 1 ст. 12.5 — за слишком сильную тонировку передних фар, значительно снижающую светопропускание (более 15%) – предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
- по ч. 3 ст. 12.5 — за управление автомобилем, на котором из-за тонированных фар изменен цвет излучения на недопустимый, а равно за управление ТС с установленными в передней части световыми приборами красного цвета – лишение права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией приборов.
Если стекло фар слегка тонировано уже на стадии создания заводом-изготовителем, в действиях водителя признаки административного правонарушения отсутствуют.