Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Ставки транспортного налога

Транс­порт­ный налог 2018 года в части вопро­сов его при­ме­не­ния не име­ет суще­ствен­ных отли­чий от пра­вил, дей­стви­тель­ных для 2017 года. А вот став­ки суще­ствен­но зави­сят от реше­ний реги­о­нов. Одна­ко при­ни­ма­ют­ся такие реше­ния с уче­том опре­де­лен­ных огра­ни­че­ний. Рас­смот­рим про­цесс уста­нов­ле­ния ста­вок на транс­порт.

Как устанавливаются правила исчисления налога?

Транс­порт­ный налог 2018 года, как и за пред­ше­ству­ю­щие ему пери­о­ды, рас­счи­ты­ва­ет­ся на осно­ве пра­вил:

  • содер­жа­щих­ся в НК РФ (гл. 28);
  • вве­ден­ных зако­на­ми реги­о­на (ст. 356 НК РФ).

НК РФ для транс­порт­но­го нало­га на 2018 году ста­нав­ли­ва­ет прин­ци­пы опре­де­ле­ния:

  • кру­га нало­го­пла­тель­щи­ков и переч­ня лиц, не вхо­дя­щих в их чис­ло (ст. 357);
  • видов транс­пор­та, попа­да­ю­ще­го под налог, и объ­ек­тов, не счи­та­ю­щих­ся нало­го­об­ла­га­е­мы­ми (ст. 358);
  • того, что сле­ду­ет счи­тать нало­го­вой базой для транс­пор­та каж­до­го вида (ст. 359);
  • про­дол­жи­тель­но­сти нало­го­во­го и отчет­ных пери­о­дов (ст. 360);
  • вели­чи­ны нало­го­вых ста­вок, счи­та­ю­щих­ся базо­вы­ми (ст. 361);
  • льгот, вве­ден­ных на феде­раль­ном уровне (ст. 361.1);
  • пра­вил рас­че­та нало­га и аван­сов по нему (ст. 362);
  • поряд­ка осу­ществ­ле­ния нало­го­вых пла­те­жей (ст. 363);
  • пра­вил пред­став­ле­ния отчет­но­сти (ст. 364).

Реги­о­ны в отно­ше­нии транс­порт­но­го нало­га 2018 года могут вве­сти:

  • соб­ствен­ный (допол­ни­тель­ный к ука­зан­но­му в НК РФ) пере­чень льгот по нему;
  • свои зна­че­ния нало­го­вых ста­вок, ори­ен­ти­ру­ясь на их базо­вые вели­чи­ны и огра­ни­че­ния, уста­нов­лен­ные НК РФ;
  • свой поря­док упла­ты нало­га (с аван­со­вы­ми пла­те­жа­ми или без них);
  • свои сро­ки для упла­ты.

О том, как уста­нав­ли­ва­ют­ся пра­ви­ла упла­ты нало­га в реги­оне, читай­те в ста­тье «Аван­со­вые пла­те­жи по транс­порт­но­му нало­гу».

Резуль­та­том при­ме­не­ния всех дей­ству­ю­щих для нало­га пра­вил в каж­дом из реги­о­нов явля­ет­ся то, что часть этих пра­вил ока­зы­ва­ет­ся стро­го опре­де­лен­ной и дей­стви­тель­ной для всей тер­ри­то­рии РФ, а дру­гая может суще­ствен­но раз­ли­чать­ся для раз­ных реги­о­нов. Послед­нее при­да­ет транс­порт­но­му нало­гу чер­ты инди­ви­ду­аль­но­сти, кото­рые могут быть при­су­щи одно­му един­ствен­но­му реги­о­ну.

Параметры, определяющие процесс исчисления налога

Осно­ву про­це­ду­ры рас­че­та нало­га на транс­порт состав­ля­ет стан­дарт­ная опе­ра­ция, при кото­рой нало­го­вую базу умно­жа­ют на став­ку. Осо­бен­но­сти здесь про­явят­ся в том, что:

  • нало­го­вая база может раз­ли­чать­ся в зави­си­мо­сти от вида транс­пор­та и быть выра­жен­ной:
    • в мощ­но­сти — в лоша­ди­ных силах (для транс­пор­та с дви­га­те­лем, кро­ме воз­душ­но­го реак­тив­но­го);
    • тяге реак­тив­но­го дви­га­те­ля (дви­га­те­лей) — в кило­грам­мах силы (для воз­душ­но­го реак­тив­но­го транс­пор­та);
    • вало­вой вме­сти­мо­сти — в тон­нах (для неса­мо­ход­но­го вод­но­го транс­пор­та);
    • самом фак­те нали­чия транс­порт­но­го сред­ства (для про­че­го транс­пор­та), т. е. базой ста­но­вит­ся каж­дая еди­ни­ца тако­го транс­пор­та;
  • из-за раз­ли­чия в базах и став­ках исчис­ле­ние нало­га выпол­ня­ет­ся обособ­лен­но по каж­до­му из объ­ек­тов;
  • в рас­че­тах, осу­ществ­ля­е­мых в отно­ше­нии доро­го­сто­я­щих авто­мо­би­лей, обя­за­тель­но при­ме­не­ние повы­ша­ю­ще­го коэф­фи­ци­ен­та, вели­чи­на кото­ро­го зави­сит от сто­и­мо­сти и воз­рас­та авто;
  • при вычис­ле­нии нало­га за непол­ный пери­од вла­де­ния объ­ек­том исполь­зу­ет­ся коэф­фи­ци­ент, учи­ты­ва­ю­щий чис­ло пол­ных меся­цев вла­де­ния в пери­о­де, при­чем пол­ным будет счи­тать­ся месяц, в кото­ром про­изо­шло либо воз­ник­но­ве­ние пра­ва на объ­ект до 15-го чис­ла, либо его исчез­но­ве­ние после 15-го чис­ла;
  • к сум­ме нало­га, рас­счи­тан­но­го по боль­ше­гру­зам, мож­но при­ме­нить вычет в объ­е­ме вне­сен­ной в бюд­жет пла­ты за вред, при­чи­ня­е­мый таким транс­пор­том.

Рас­чет нало­га осу­ществ­ля­ет сам нало­го­пла­тель­щик, если он явля­ет­ся юрли­цом, или ИФНС, если пла­тель­щик нало­га — физ­ли­цо (в т. ч. ИП).

С уче­том этих осо­бен­но­стей юрли­цо будет рас­счи­ты­вать и аван­сы по нало­гу, если реги­он не отка­зал­ся от отчет­ных пери­о­дов и, соот­вет­ствен­но, от упла­ты аван­сов по их завер­ше­нии. Вели­чи­на аван­са за оче­ред­ной квар­тал соста­вит ¼ от сум­мы рас­счи­тан­но­го по выше­из­ло­жен­ным пра­ви­лам нало­га. Сум­мы начис­лен­ных за год аван­сов будут учте­ны при опре­де­ле­нии ито­го­вой сум­мы пла­те­жа по нало­гу. Вла­дель­цы боль­ше­гру­зов от аван­со­вых пла­те­жей осво­бож­де­ны.

Фор­му­лы рас­че­та нало­га и аван­сов по нему смот­ри­те в мате­ри­а­ле «Как рас­счи­тать транс­порт­ный налог за год?».

От чего зависит ставка транспортного налога?

Прин­ци­пы уста­нов­ле­ния вели­чи­ны ста­вок транс­порт­но­го нало­га на 2018 год в срав­не­нии с пред­ше­ству­ю­щи­ми года­ми не изме­ни­лись. НК РФ жест­ко закреп­ля­ет тре­бо­ва­ния к базо­вой вели­чине став­ки, слу­жа­щей для реги­о­на ори­ен­ти­ром при уста­нов­ле­нии сво­е­го зна­че­ния или ста­но­вя­щей­ся обя­за­тель­ной к при­ме­не­нию, если реги­он свои став­ки не ввел.

Реги­о­ны при уста­нов­ле­нии ста­вок транс­порт­но­го нало­га — 2018 могут:

  • уве­ли­чи­вать или умень­шать вели­чи­ну базо­вой став­ки, при­ве­ден­ной в НК РФ, но не боль­ше, чем в 10 раз, при­чем это пра­ви­ло не дей­ству­ет в отно­ше­нии лег­ко­вых авто­мо­би­лей мощ­но­стью, не пре­вы­ша­ю­щей 150 л. с.;
  • диф­фе­рен­ци­ро­вать став­ки в зави­си­мо­сти:
    • от кате­го­рии транс­порт­но­го сред­ства;
    • воз­рас­та транс­пор­та;
    • при­над­леж­но­сти его к опре­де­лен­но­му эко­ло­ги­че­ско­му клас­су.

При этом ничто не пре­пят­ству­ет реги­о­ну еже­год­но вно­сить изме­не­ния в нор­ма­тив­ный акт, посвя­щен­ный транс­порт­но­му нало­гу, в части вели­чи­ны при­ме­ня­е­мых ста­вок.

О том, какой может ока­зать­ся дина­ми­ка ста­вок в реги­о­нах, читай­те в ста­тье «Став­ки транс­порт­но­го нало­га по реги­о­нам — таб­ли­ца 2016–2017».

Есть ли смысл использовать калькулятор по налогу?

На мно­гих сай­тах мож­но най­ти каль­ку­ля­тор, поз­во­ля­ю­щий рас­счи­тать вели­чи­ну нало­га на транс­порт. Есть ли смысл исполь­зо­вать такой каль­ку­ля­тор для рас­че­та транс­порт­но­го нало­га — 2018?

Без­услов­но, неко­то­рое пред­став­ле­ние о вели­чине сум­мы, полу­чен­ной в резуль­та­те вычис­ле­ния на нем, такой каль­ку­ля­тор дает. Одна­ко эта вели­чи­на может ока­зать­ся очень и очень при­бли­зи­тель­ной, посколь­ку каль­ку­ля­тор, доступ­ный для РФ в целом, не все­гда может учесть осо­бен­но­сти рас­че­та, при­су­щие кон­крет­но­му реги­о­ну. К тому же все­гда воз­мож­но воз­ник­но­ве­ние нестан­дарт­ных ситу­а­ций, не преду­смот­рен­ных зако­но­да­тель­ством.

При­ме­ры подоб­ных ситу­а­ций смот­ри­те в мате­ри­а­лах:

Итоги

Транс­порт­ный налог 2018 года рас­счи­ты­ва­ют, исполь­зуя пра­ви­ла, как содер­жа­щи­е­ся в НК РФ, так и уста­нов­лен­ные зако­на­ми реги­о­на. Послед­ние для раз­ных реги­о­нов могут суще­ствен­но раз­ли­чать­ся, что при­да­ет нало­гу инди­ви­ду­аль­ность при­ме­не­ния в каж­дом кон­крет­ном субъ­ек­те РФ. В чис­ло момен­тов, опре­де­ля­е­мых реги­о­ном, вхо­дит и вели­чи­на став­ки. Учи­ты­вая, что допу­сти­мый раз­брос ста­вок доста­точ­но велик, в сосед­них субъ­ек­тах могут при­ме­нять­ся абсо­лют­но раз­ные их зна­че­ния.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments