Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организаций и ведомственной пожарной охраны

i-38-250x166-7306175

Струк­ту­ра, зада­чи, состав сил и средств ГО и РСЧС орга­ни­за­ции

В Феде­раль­ном законе «О граж­дан­ской обо­роне» опре­де­ле­ны:

  • основ­ные зада­чи в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • пол­но­мо­чия орга­ни­за­ций в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны; ‑руко­вод­ство граж­дан­ской обо­ро­ной;
  • силы граж­дан­ской обо­ро­ны.

К основ­ным зада­чам в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны отно­сят­ся:

  • обу­че­ние насе­ле­ния в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • опо­ве­ще­ние насе­ле­ния об опас­но­стях, воз­ни­ка­ю­щих при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий, а так­же при воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра;
  • эва­ку­а­ция насе­ле­ния, мате­ри­аль­ных и куль­тур­ных цен­но­стей в без­опас­ные рай­о­ны;
  • предо­став­ле­ние насе­ле­нию убе­жищ и средств инди­ви­ду­аль­ной защи­ты;
  • про­ве­де­ние меро­при­я­тий по све­то­вой мас­ки­ров­ке и дру­гим видам мас­ки­ров­ки;
  • про­ве­де­ние ава­рий­но-спа­са­тель­ных работ в слу­чае воз­ник­но­ве­ния опас­но­стей для насе­ле­ния при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий, а так­же вслед­ствие чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра;
  • пер­во­оче­ред­ное обес­пе­че­ние насе­ле­ния, постра­дав­ше­го при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий, в том чис­ле меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, вклю­чая ока­за­ние пер­вой меди­цин­ской помо­щи, сроч­ное предо­став­ле­ние жилья и при­ня­тие дру­гих необ­хо­ди­мых мер;
  • борь­ба с пожа­ра­ми, воз­ник­ши­ми при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий;
  • обна­ру­же­ние и обо­зна­че­ние рай­о­нов, под­верг­ших­ся радио­ак­тив­но­му, хими­че­ско­му, био­ло­ги­че­ско­му и ино­му зара­же­нию;
  • сани­тар­ная обра­бот­ка насе­ле­ния, обез­за­ра­жи­ва­ние зда­ний и соору­же­ний, спе­ци­аль­ная обра­бот­ка тех­ни­ки и тер­ри­то­рий;
  • вос­ста­нов­ле­ние и под­дер­жа­ние поряд­ка в рай­о­нах, постра­дав­ших при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий, а так­же вслед­ствие чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра; ‑сроч­ное вос­ста­нов­ле­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния необ­хо­ди­мых ком­му­наль­ных служб в воен­ное вре­мя;
  • сроч­ное захо­ро­не­ние тру­пов в воен­ное вре­мя; ‑раз­ра­бот­ка и осу­ществ­ле­ние мер, направ­лен­ных на сохра­не­ние объ­ек­тов, необ­хо­ди­мых для устой­чи­во­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и выжи­ва­ния насе­ле­ния в воен­ное вре­мя;
  • обес­пе­че­ние посто­ян­ной готов­но­сти сил и средств граж­дан­ской обо­ро­ны.

Орга­ни­за­ции в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий и в поряд­ке, уста­нов­лен­ном феде­раль­ны­ми зако­на­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми Рос­сий­ской Феде­ра­ции:

  • пла­ни­ру­ют и орга­ни­зу­ют про­ве­де­ние меро­при­я­тий по граж­дан­ской обо­роне;
  • про­во­дят меро­при­я­тия по под­дер­жа­нию сво­е­го устой­чи­во­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в воен­ное вре­мя;
  • осу­ществ­ля­ют обу­че­ние сво­их работ­ни­ков в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • созда­ют и под­дер­жи­ва­ют в состо­я­нии посто­ян­ной готов­но­сти к исполь­зо­ва­нию локаль­ные систе­мы опо­ве­ще­ния;
  • созда­ют и содер­жат в целях граж­дан­ской обо­ро­ны запа­сы мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ских, про­до­воль­ствен­ных, меди­цин­ских и иных средств.

Орга­ни­за­ции, име­ю­щие потен­ци­аль­но опас­ные про­из­вод­ствен­ные объ­ек­ты и экс­плу­а­ти­ру­ю­щие их, а так­же име­ю­щие важ­ное обо­рон­ное и эко­но­ми­че­ское зна­че­ние или пред­став­ля­ю­щие высо­кую сте­пень опас­но­сти воз­ник­но­ве­ния чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций в воен­ное и мир­ное вре­мя, созда­ют нештат­ные ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния в поряд­ке, уста­нов­лен­ном зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции, и под­дер­жи­ва­ют их в состо­я­нии посто­ян­ной готов­но­сти.

Руко­вод­ство граж­дан­ской обо­ро­ной в орга­ни­за­ци­ях осу­ществ­ля­ют их руко­во­ди­те­ли. Руко­во­ди­те­ли орга­ни­за­ций несут пер­со­наль­ную ответ­ствен­ность за орга­ни­за­цию и про­ве­де­ние меро­при­я­тий по граж­дан­ской обо­роне и защи­те насе­ле­ния.

К силам граж­дан­ской обо­ро­ны отно­сят­ся воин­ские фор­ми­ро­ва­ния, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ные для реше­ния задач в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны, орга­ни­за­ци­он­но объ­еди­нен­ные в вой­ска граж­дан­ской обо­ро­ны, а так­же ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния и спа­са­тель­ные служ­бы.

Ава­рий­но-спа­са­тель­ные служ­бы и ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния при­вле­ка­ют­ся для реше­ния задач в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны в соот­вет­ствии с зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

В соот­вет­ствии с Феде­раль­ным зако­ном «О защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра» еди­ная госу­дар­ствен­ная систе­ма пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций (РСЧС) объ­еди­ня­ет орга­ны управ­ле­ния, силы и сред­ства феде­раль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния, орга­ни­за­ций, в пол­но­мо­чия кото­рых вхо­дит реше­ние вопро­сов по защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций.

Основ­ны­ми зада­ча­ми еди­ной госу­дар­ствен­ной систе­мы пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций явля­ют­ся:

  • раз­ра­бот­ка и реа­ли­за­ция пра­во­вых и эко­но­ми­че­ских норм по обес­пе­че­нию защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • осу­ществ­ле­ние целе­вых и науч­но-тех­ни­че­ских про­грамм, направ­лен­ных на пре­ду­пре­жде­ние чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций и повы­ше­ние устой­чи­во­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­ни­за­ций, а так­же объ­ек­тов соци­аль­но­го назна­че­ния в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • обес­пе­че­ние готов­но­сти к дей­стви­ям, орга­нов управ­ле­ния, сил и средств, пред­на­зна­чен­ных и выде­ля­е­мых для пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • сбор, обра­бот­ка, обмен и выда­ча инфор­ма­ции в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • под­го­тов­ка насе­ле­ния к дей­стви­ям в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • про­гно­зи­ро­ва­ние и оцен­ка соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских послед­ствий чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • созда­ние резер­вов финан­со­вых и мате­ри­аль­ных ресур­сов для лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • осу­ществ­ле­ние госу­дар­ствен­ной экс­пер­ти­зы, над­зо­ра и кон­тро­ля в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • лик­ви­да­ция чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • осу­ществ­ле­ние меро­при­я­тий по соци­аль­ной защи­те насе­ле­ния, постра­дав­ше­го от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, про­ве­де­ние гума­ни­тар­ных акций;
  • реа­ли­за­ция прав и обя­зан­но­стей насе­ле­ния в обла­сти защи­ты от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, а так­же лиц, непо­сред­ствен­но участ­ву­ю­щих в их лик­ви­да­ции;
  • меж­ду­на­род­ное сотруд­ни­че­ство в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций.

Орга­ни­за­ции в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций обя­за­ны:

  • пла­ни­ро­вать и осу­ществ­лять необ­хо­ди­мые меры в обла­сти защи­ты работ­ни­ков орга­ни­за­ций и под­ве­дом­ствен­ных объ­ек­тов про­из­вод­ствен­но­го и соци­аль­но­го назна­че­ния от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • пла­ни­ро­вать и про­во­дить меро­при­я­тия по повы­ше­нию устой­чи­во­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­ни­за­ций и обес­пе­че­нию жиз­не­де­я­тель­но­сти работ­ни­ков орга­ни­за­ций в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • обес­пе­чи­вать созда­ние, под­го­тов­ку и под­дер­жа­ние в готов­но­сти к при­ме­не­нию сил и средств пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, осу­ществ­лять обу­че­ние работ­ни­ков орга­ни­за­ций спо­со­бам защи­ты и дей­стви­ям в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • созда­вать и под­дер­жи­вать в посто­ян­ной готов­но­сти локаль­ные систе­мы опо­ве­ще­ния о чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • обес­пе­чи­вать орга­ни­за­цию и про­ве­де­ние ава­рий­но-спа­са­тель­ных и дру­гих неот­лож­ных работ на под­ве­дом­ствен­ных объ­ек­тах про­из­вод­ствен­но­го и соци­аль­но­го назна­че­ния и на при­ле­га­ю­щих к ним тер­ри­то­ри­ях в соот­вет­ствии с пла­на­ми пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • финан­си­ро­вать меро­при­я­тия по защи­те работ­ни­ков орга­ни­за­ций и под­ве­дом­ствен­ных объ­ек­тов про­из­вод­ствен­но­го и соци­аль­но­го назна­че­ния от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • созда­вать резер­вы финан­со­вых и мате­ри­аль­ных ресур­сов для лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • предо­став­лять в уста­нов­лен­ном поряд­ке инфор­ма­цию в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, а так­же опо­ве­щать работ­ни­ков орга­ни­за­ций об угро­зе воз­ник­но­ве­ния или о воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций.

Поря­док созда­ния (назна­че­ния) в орга­ни­за­ци­ях струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний (работ­ни­ков), упол­но­мо­чен­ных на реше­ние задач в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны опре­де­ля­ет­ся «Поло­же­ни­ем о созда­нии (назна­че­нии) в орга­ни­за­ци­ях струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний (работ­ни­ков), упол­но­мо­чен­ных на реше­ние задач в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны», утвер­жден­ным Поста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 10 июля 1999 г. № 782.

Струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния (работ­ни­ки) по граж­дан­ской обо­роне созда­ют­ся (назна­ча­ют­ся) в орга­ни­за­ци­ях неза­ви­си­мо от их орга­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы с целью управ­ле­ния граж­дан­ской обо­ро­ной в этих орга­ни­за­ци­ях.

Созда­ние (назна­че­ние) в орга­ни­за­ци­ях струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний (работ­ни­ков) по граж­дан­ской обо­роне осу­ществ­ля­ет­ся для обес­пе­че­ния:

  • пла­ни­ро­ва­ния и про­ве­де­ния меро­при­я­тий по граж­дан­ской обо­роне;
  • созда­ния и под­дер­жа­ния в состо­я­нии посто­ян­ной готов­но­сти к исполь­зо­ва­нию локаль­ных систем опо­ве­ще­ния;
  • обу­че­ния работ­ни­ков орга­ни­за­ций спо­со­бам защи­ты от опас­но­стей, воз­ни­ка­ю­щих при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий, а так­же при воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра;
  • созда­ния и содер­жа­ния в целях граж­дан­ской обо­ро­ны запа­сов мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ских, про­до­воль­ствен­ных, меди­цин­ских и иных средств;
  • про­ве­де­ния меро­при­я­тий по под­дер­жа­нию устой­чи­во­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­ни­за­ций в воен­ное вре­мя;
  • созда­ния и под­дер­жа­ния в состо­я­нии посто­ян­ной готов­но­сти нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний, при­вле­ка­е­мых для реше­ния задач в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны.

Коли­че­ство работ­ни­ков в струк­тур­ном под­раз­де­ле­нии по граж­дан­ской обо­роне или отдель­ных работ­ни­ков по граж­дан­ской обо­роне в соста­ве дру­гих под­раз­де­ле­ний орга­ни­за­ции опре­де­ля­ет­ся исхо­дя из сле­ду­ю­щих при­мер­ных норм:

  • в орга­ни­за­ци­ях, отне­сен­ных в уста­нов­лен­ном поряд­ке к кате­го­ри­ям по граж­дан­ской обо­роне, с коли­че­ством работ­ни­ков до 500 чело­век — 1 осво­бож­ден­ный работ­ник, от 500 до 2000 чело­век — 2 — 3 осво­бож­ден­ных работ­ни­ка, от 2000 до 5000 чело­век — 3 — 4 осво­бож­ден­ных работ­ни­ка, свы­ше 5000 чело­век — 5 — 6 осво­бож­ден­ных работ­ни­ков;
  • в орга­ни­за­ци­ях, не отне­сен­ных к кате­го­ри­ям по граж­дан­ской обо­роне, с коли­че­ством работ­ни­ков свы­ше 200 чело­век — 1 осво­бож­ден­ный работ­ник;
  • в орга­ни­за­ци­ях, не отне­сен­ных к кате­го­ри­ям по граж­дан­ской обо­роне, с коли­че­ством работ­ни­ков до 200 чело­век — рабо­та по граж­дан­ской обо­роне может выпол­нять­ся в уста­нов­лен­ном поряд­ке по сов­ме­сти­тель­ству одним из работ­ни­ков орга­ни­за­ции.

«Поря­док созда­ния нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний» утвер­жден при­ка­зом МЧС Рос­сии от 23 декаб­ря 2005 г. № 999.

Нештат­ные ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния пред­став­ля­ют собой само­сто­я­тель­ные струк­ту­ры, создан­ные на нештат­ной осно­ве, осна­щен­ные спе­ци­аль­ны­ми тех­ни­кой, обо­ру­до­ва­ни­ем, сна­ря­же­ни­ем, инстру­мен­та­ми, мате­ри­а­ла­ми, под­го­тов­лен­ные для про­ве­де­ния ава­рий­но-спа­са­тель­ных и дру­гих неот­лож­ных работ в оча­гах пора­же­ния и зонах чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций. Нештат­ные ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния созда­ют­ся орга­ни­за­ци­я­ми, име­ю­щи­ми потен­ци­аль­но опас­ные про­из­вод­ствен­ные объ­ек­ты или экс­плу­а­ти­ру­ю­щи­ми их, а та кисе име­ю­щи­ми важ­ное обо­рон­ное и эко­но­ми­че­ское зна­че­ние или пред­став­ля­ю­щи­ми высо­кую сте­пень опас­но­сти воз­ник­но­ве­ния чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций в воен­ное и мир­ное вре­мя, и дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми из чис­ла сво­их работ­ни­ков.

Орга­ны испол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции и орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния могут созда­вать, содер­жать и орга­ни­зо­вы­вать дея­тель­ность нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний для реше­ния задач на сво­их тер­ри­то­ри­ях.

Основ­ны­ми зада­ча­ми нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний явля­ют­ся:

  • про­ве­де­ние ава­рий­но-спа­са­тель­ных работ и пер­во­оче­ред­ное жиз­не­обес­пе­че­ние насе­ле­ния, постра­дав­ше­го при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий;
  • уча­стие в лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра, а так­же в борь­бе с пожа­ра­ми;
  • обна­ру­же­ние и обо­зна­че­ние рай­о­нов, под­верг­ших­ся радио­ак­тив­но­му, хими­че­ско­му, био­ло­ги­че­ско­му (бак­те­рио­ло­ги­че­ско­му) и ино­му зара­же­нию (загряз­не­нию);
  • сани­тар­ная обра­бот­ка насе­ле­ния, спе­ци­аль­ная обра­бот­ка тех­ни­ки, зда­ний и обез­за­ра­жи­ва­ние тер­ри­то­рий;
  • уча­стие в вос­ста­нов­ле­нии функ­ци­о­ни­ро­ва­ния объ­ек­тов жиз­не­обес­пе­че­ния насе­ле­ния;
  • обес­пе­че­ние меро­при­я­тий граж­дан­ской обо­ро­ны по вопро­сам вос­ста­нов­ле­ния и под­дер­жа­ния поряд­ка, свя­зи и опо­ве­ще­ния, защи­ты живот­ных и рас­те­ний, меди­цин­ско­го, авто­транс­порт­но­го обес­пе­че­ния.

Орга­ни­за­ции, созда­ю­щие нештат­ные ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния:

  • раз­ра­ба­ты­ва­ют струк­ту­ру и табе­ли осна­ще­ния нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний спе­ци­аль­ны­ми тех­ни­кой, обо­ру­до­ва­ни­ем, сна­ря­же­ни­ем, инстру­мен­та­ми и мате­ри­а­ла­ми;
  • уком­плек­то­вы­ва­ют нештат­ные ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния лич­ным соста­вом, осна­ща­ют их спе­ци­аль­ны­ми тех­ни­кой, обо­ру­до­ва­ни­ем, сна­ря­же­ни­ем, инстру­мен­та­ми и мате­ри­а­ла­ми, в том чис­ле за счет суще­ству­ю­щих ава­рий­но-вос­ста­но­ви­тель­ных, ремонт­но-вос­ста­но­ви­тель­ных, меди­цин­ских и дру­гих под­раз­де­ле­ний;
  • осу­ществ­ля­ют под­го­тов­ку и руко­вод­ство дея­тель­но­стью нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний;
  • осу­ществ­ля­ют все­сто­рон­нее обес­пе­че­ние при­ме­не­ния нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний;
  • осу­ществ­ля­ют пла­ни­ро­ва­ние и при­ме­не­ние нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний;
  • под­дер­жи­ва­ют нештат­ные ава­рий­но-спа­са­тель­ные фор­ми­ро­ва­ния в состо­я­нии готов­но­сти к выпол­не­нию задач по пред­на­зна­че­нию.

При созда­нии нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний учи­ты­ва­ют­ся нали­чие и воз­мож­но­сти штат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний и ава­рий­но-спа­са­тель­ных служб. Обес­пе­че­ние нештат­ных ава­рий­но-спа­са­тель­ных фор­ми­ро­ва­ний спе­ци­аль­ны­ми тех­ни­кой, обо­ру­до­ва­ни­ем, сна­ря­же­ни­ем, инстру­мен­та­ми и мате­ри­а­ла­ми осу­ществ­ля­ет­ся за счет тех­ни­ки и иму­ще­ства, име­ю­щих­ся в орга­ни­за­ци­ях для обес­пе­че­ния про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти.

Струк­ту­ра, зада­чи, состав сил и средств ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны

По ста­ти­сти­че­ским дан­ным на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции каж­дый год про­ис­хо­дит в сред­нем око­ло 300 тысяч пожа­ров, а мате­ри­аль­ный ущерб от пожа­ров исчис­ля­ет­ся десят­ка­ми мил­ли­ар­дов руб­лей. Пожа­ро­опас­ность сего­дня воз­рас­та­ет, так как в про­мыш­лен­но­сти, стро­и­тель­стве и быту при­ме­ня­ет­ся мно­же­ство лег­ко­вос­пла­ме­ня­ю­щих­ся веществ и мате­ри­а­лов. Исполь­зу­ет­ся в огром­ных коли­че­ствах нефть и неф­те­про­дук­ты, при­род­ный газ. В про­из­вод­стве сохра­ня­ют­ся и внед­ря­ют­ся слож­ные и энер­го­ем­кие тех­но­ло­гии, обла­да­ю­щие высо­кой потен­ци­аль­ной пожа­ро­опас­но­стью. Все это тре­бу­ет повы­шен­но­го вни­ма­ния к про­ти­во­по­жар­ной защи­те, осто­рож­но­сти, высо­кой тех­но­ло­ги­че­ской дис­ци­пли­ны.

Мно­гие пред­при­я­тия и иные объ­ек­ты име­ют свои спе­ци­фи­че­ские тре­бо­ва­ния по обес­пе­че­нию пожар­ной без­опас­но­сти. Из это­го мож­но сде­лать вывод о том, что осно­вой пре­ду­пре­жде­ния пожа­ров явля­ет­ся орга­ни­за­ция обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти.

В соот­вет­ствии с Феде­раль­ным зако­ном «О пожар­ной без­опас­но­сти» осно­вой обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти явля­ет­ся соблю­де­ние:

  • мер пожар­ной без­опас­но­сти, то есть дей­ствия по обес­пе­че­нию пожар­ной без­опас­но­сти, в том чис­ле по выпол­не­нию тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти;
  • про­ти­во­по­жар­но­го режи­ма, то есть пра­вил пове­де­ния людей, поряд­ка орга­ни­за­ции про­из­вод­ства и (или) содер­жа­ния тер­ри­то­рий, зда­ний, соору­же­ний, поме­ще­ний орга­ни­за­ций и дру­гих объ­ек­тов защи­ты в целях обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти;
  • тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти, под кото­ры­ми под­ра­зу­ме­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные усло­вия соци­аль­но­го и (или) тех­ни­че­ско­го харак­те­ра, уста­нов­лен­ные в целях обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции, нор­ма­тив­ны­ми доку­мен­та­ми или упол­но­мо­чен­ным госу­дар­ствен­ным орга­ном (сле­до­ва­тель­но, нару­ше­ни­ем тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти явля­ет­ся невы­пол­не­ние или ненад­ле­жа­щее выпол­не­ние тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти).

Для обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти в Рос­сий­ской Феде­ра­ции была созда­на систе­ма обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти, кото­рая явля­ет­ся сово­куп­но­стью сил и средств, а так­же мер пра­во­во­го, орга­ни­за­ци­он­но­го, эко­но­ми­че­ско­го, соци­аль­но­го и науч­но-тех­ни­че­ско­го харак­те­ра, направ­лен­ных на борь­бу с пожа­ра­ми.

Наи­бо­лее зна­чи­мым эле­мен­том систе­мы обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти явля­ет­ся пожар­ная охра­на.

Пожар­ная охра­на — сово­куп­ность создан­ных в уста­нов­лен­ном поряд­ке орга­нов управ­ле­ния, под­раз­де­ле­ний и орга­ни­за­ций, пред­на­зна­чен­ных для орга­ни­за­ции про­фи­лак­ти­ки пожа­ров, их туше­ния и про­ве­де­ния воз­ло­жен­ных на них ава­рий­но-спа­са­тель­ных работ.

Пожар­ная охра­на под­раз­де­ля­ет­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • госу­дар­ствен­ная про­ти­во­по­жар­ная служ­ба;
  • муни­ци­паль­ная пожар­ная охра­на;
  • ведом­ствен­ная пожар­ная охра­на;
  • част­ная пожар­ная охра­на;
  • доб­ро­воль­ная пожар­ная охра­на.

Феде­раль­ные орга­ны испол­ни­тель­ной вла­сти, орга­ни­за­ции в целях обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти могут созда­вать орга­ны управ­ле­ния и под­раз­де­ле­ния ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны.

Ведом­ствен­ная пожар­ная охра­на созда­ет­ся в целях содей­ствия дея­тель­но­сти Госу­дар­ствен­ной про­ти­во­по­жар­ной служ­бы по обес­пе­че­нию пожар­ной без­опас­но­сти, орга­ни­за­ции и про­ве­де­ния обу­че­ния насе­ле­ния мерам пожар­ной без­опас­но­сти, про­па­ган­ды пожар­но-тех­ни­че­ских зна­ний.

Поря­док орга­ни­за­ции, реор­га­ни­за­ции, лик­ви­да­ции орга­нов управ­ле­ния и под­раз­де­ле­ний ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны, усло­вия осу­ществ­ле­ния их дея­тель­но­сти, несе­ния служ­бы лич­ным соста­вом опре­де­ля­ют­ся поло­же­ни­я­ми феде­раль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, согла­со­ван­ны­ми с Госу­дар­ствен­ной про­ти­во­по­жар­ной служ­бой.

На под­раз­де­ле­ния ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны воз­ла­га­ют­ся сле­ду­ю­щие основ­ные зада­чи:

  • орга­ни­за­ция и осу­ществ­ле­ние про­фи­лак­ти­ки пожа­ров;
  • спа­се­ние людей и иму­ще­ства при пожа­рах;
  • орга­ни­за­ция и осу­ществ­ле­ние туше­ния пожа­ров и про­ве­де­ния ава­рий­но-спа­са­тель­ных работ.

В соот­вет­ствии с воз­ло­жен­ны­ми зада­ча­ми основ­ны­ми функ­ци­я­ми ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны явля­ют­ся:

  • кон­троль соблю­де­ния тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти в насе­лен­ных пунк­тах (орга­ни­за­ци­ях);
  • уча­стие в обу­че­нии насе­ле­ния мерам пожар­ной без­опас­но­сти, а так­же в осу­ществ­ле­нии под­го­тов­ки насе­ле­ния к дей­стви­ям при воз­ник­но­ве­нии пожа­ра;
  • про­ве­де­ние про­ти­во­по­жар­ной про­па­ган­ды;
  • уча­стие в туше­нии пожа­ров.

Необ­хо­ди­мо отме­тить, что при выяв­ле­нии нару­ше­ния тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти, созда­ю­ще­го угро­зу воз­ник­но­ве­ния пожа­ра и без­опас­но­сти людей на под­ве­дом­ствен­ных орга­ни­за­ци­ях, ведом­ствен­ная пожар­ная охра­на име­ет Пра­во при­оста­но­вить пол­но­стью или частич­но рабо­ту орга­ни­за­ции (отдель­но­го про­из­вод­ства), про­из­вод­ствен­но­го участ­ка, агре­га­та, экс­плу­а­та­цию зда­ния, соору­же­ния, поме­ще­ния, про­ве­де­ние отдель­ных видов работ.

К силам ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны отно­сят­ся лич­ный состав под­раз­де­ле­ний ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны, кото­рый явля­ет­ся глав­ной и реша­ю­щей силой в выпол­не­нии бое­вых задач по спа­са­нию людей в слу­чае угро­зы их жиз­ни и туше­нию пожа­ров.

Основ­ны­ми сред­ства­ми ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны явля­ют­ся:

  • пожар­ная тех­ни­ка (маши­ны, уста­нов­ки пожа­ро­ту­ше­ния, пожар­но-тех­ни­че­ское обо­ру­до­ва­ние и др.);
  • водо­по­да­ю­щая и дру­гая тех­ни­ка народ­но­го хозяй­ства, при­спо­соб­лен­ная и пере­обо­ру­до­ван­ная для целей пожа­ро­ту­ше­ния;
  • огне­ту­ша­щие сред­ства (вода, пена, огне­ту­ша­щие порош­ки, газы и т. п.);
  • сред­ства свя­зи и осве­ще­ния;
  • транс­порт­ные сред­ства.

Так­же для выпол­не­ния задач, воз­ло­жен­ных на ведом­ствен­ную пожар­ную охра­ну, воз­мож­но исполь­зо­ва­ние и инже­нер­но-тех­ни­че­ских средств.

Наи­боль­ший удель­ный вес из всех тех­ни­че­ских средств борь­бы с огнем зани­ма­ют пожар­ные авто­мо­би­ли, кото­рые пред­на­зна­че­ны для достав­ки к месту пожа­ра огне­ту­ша­щих средств, пожар­но­го обо­ру­до­ва­ния и бое­во­го рас­че­та, так­же для пода­чи огне­ту­ша­щих веществ в очаг пожа­ра.

В зави­си­мо­сти от назна­че­ния пожар­ные маши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на основ­ные, спе­ци­аль­ные и вспо­мо­га­тель­ные.

К основ­ным отно­сят­ся: пожар­ные авто­ци­стер­ны, пожар­ные авто­на­со­сы насос­но-рукав­ные авто­мо­би­ли, пожар­ные авто­мо­би­ли воз­душ­но-пен­но­го, порош­ко­во­го, угле­кис­лот­но­го и газо­во­дя­но­го туше­ния.

К спе­ци­аль­ным отно­сят­ся: пожар­ные авто­лест­ни­цы и колен­ча­тые авто­подъ­ем­ни­ки, пожар­ные авто­пе­но­подъ­ем­ни­ки, авто­мо­би­ли свя­зи и осве­ще­ния пожар­ные тех­ни­че­ские, газо­ды­мо­за­щит­ные и водо­за­щит­ные авто­мо­би­ли.

К вспо­мо­га­тель­ным пожар­ным маши­нам отно­сят­ся: авто­топ­ли­во­за­прав­щи­ки, пере­движ­ные авто­ре­монт­ные мастер­ские, авто­бу­сы, лег­ко­вые и гру­зо­вые авто­мо­би­ли, трак­то­ры и дру­гие авто­мо­би­ли, кото­рые вво­дят­ся на воору­же­ние пожар­ных частей для выпол­не­ния вспо­мо­га­тель­ных работ на пожа­ре.

Больше в Трудовое правоБольше записей в Трудовое право »
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии