Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В ФАС разрабатывают новый антимонопольный пакет для среднего и малого предпринимательства

На пра­во­вом пор­та­ле Санкт-Петер­бур­га появи­лась инфор­ма­ция, соглас­но кото­рой в 2016 году малый биз­нес смо­жет обза­ве­стись «защи­той от про­ве­рок». Анти­мо­но­поль­ная служ­ба Рос­сии пока не дает пря­мо­го под­твер­жде­ния этим сло­вам, одна­ко она и не опро­вер­га­ет их. При этом пла­ны на изме­не­ние мало­го биз­не­са у этой орга­ни­за­ции оста­ют­ся мас­штаб­ны­ми. Игорь Арте­мьев, гла­ва этой орга­ни­за­ции, убеж­ден, что имен­но малый биз­нес ста­нет той силой, кото­рая помо­жет под­нять из руин эко­но­ми­ку Рос­сии. Новый анти­мо­но­поль­ный пакет могут одоб­рить еще до кон­ца сен­тяб­ря.

Арте­мьев так­же заяв­ля­ет, что его ведом­ство в буду­щем про­ве­дет круп­ную рефор­му, отно­ше­ние кото­рой к биз­не­су мож­но будет назвать либе­раль­ным. В первую оче­редь это кос­нет­ся мало­го и сред­не­го биз­не­са, одна­ко в целом она заде­нет все виды пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти. Сей­час дело мож­но воз­бу­дить прак­ти­че­ски по любой ста­тье в НПА, издан­ных ФАС. После это­го ком­па­ния будет вынуж­де­на выпла­тить штраф в раз­ме­ре 15% от годо­во­го обо­ро­та.

И его сум­ма очень вели­ка, попав под такой штраф, ком­па­нии часто выхо­ди­ли из игры, и были вынуж­де­ны заявить о сво­ем банк­рот­стве. Теперь же ФАС будет выда­вать лишь пре­ду­пре­жде­ние ком­па­ни­ям, кото­рые нару­ши­ли их тре­бо­ва­ния, это каса­ет­ся всех пунк­тов, кро­ме моно­поль­но завы­шен­ной цены. Если ком­па­ния испра­вит свое пове­де­ние в тече­ние трид­ца­ти дней, то штра­фом на обо­рот она обла­гать­ся не будет. Этот шаг рез­ко сни­зит рис­ки в эко­но­ми­ке.

Таким обра­зом, ФАС пре­вра­тит­ся из кара­ю­ще­го и рас­сле­ду­ю­ще­го орга­на в ведом­ство, кото­рое будет осу­ществ­лять кон­троль пре­ду­пре­ди­тель­но­го типа. Кон­ку­рент­ная борь­ба явля­ет­ся одной из тем, кото­рой вла­сти стра­ны уде­ля­ют осо­бое вни­ма­ние.

Это выли­лось в дол­гое рас­смот­ре­ние чет­вер­то­го паке­та анти­мо­но­поль­ных зако­нов, кото­рое про­дол­жа­лось с нача­ла октяб­ря преды­ду­ще­го года. Про­ект был одоб­рен в пер­вом чте­нии, одна­ко его затем под­вер­га­ли мно­же­ствен­ным изме­не­ни­ям, и сно­ва при­ни­ма­ли. Послед­ние изме­не­ния носи­ли, ско­рее, кос­ме­ти­че­ский харак­тер. Этот вари­ант был вполне ожи­да­е­мым, поэто­му нова­тор­ским его не назо­вешь.

Чинов­ни­ки так­же отка­за­лись от идеи нака­за­ния тре­тьих лиц за рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции, кото­рая явля­ет собой ком­мер­че­скую тай­ну. ФАС так­же огра­ни­чил себя в пра­ве полу­че­ния досту­па к инфор­ма­ции, кото­рая явля­ет­ся нало­го­вой тай­ной. Теку­щий спи­сок воз­мож­ных нару­ше­ний анти­мо­но­поль­но­го зако­но­да­тель­ства так­же оста­нет­ся преж­ним. Орган отка­зал­ся от сво­е­го пра­ва опре­де­ле­ния поряд­ка, в кото­ром про­во­дит­ся про­да­жа при­над­ле­жа­ще­го госу­дар­ству или мест­ным адми­ни­стра­тив­ным орга­нам иму­ще­ства на кон­курс­ной или аук­ци­он­ной осно­ве. Одна­ко поря­док заку­пок част­ных ком­па­ний оста­нет­ся под кон­тро­лем анти­мо­но­поль­но­го орга­на.

Из тек­ста это­го паке­та устра­ни­ли неко­то­рые нов­ше­ства, кото­рые так напря­га­ли сво­ей «либе­раль­но­стью» дей­ству­ю­щее пра­ви­тель­ство. Тем не менее, анти­мо­но­поль­ное зако­но­да­тель­ство в резуль­та­те этих изме­не­ний ста­нет более либе­раль­ным. Дав­ле­ние со сто­ро­ны адми­ни­стра­тив­ных орга­нов на малый и сред­ний биз­нес суще­ствен­но сни­зит­ся. Это реше­ние под­дер­жи­ва­ет­ся и мне­ни­ем рос­сий­ско­го Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда.

Пред­ста­ви­те­ли это­го орга­на ука­зы­ва­ют, что мно­гие пред­при­ни­ма­те­ли пода­ют жало­бы на необос­но­ван­ные про­вер­ки их биз­не­са со сто­ро­ны кон­тро­ли­ру­ю­щих орга­нов. Суд потре­бо­вал про­ве­де­ния про­ве­рок лишь в том слу­чае, если это нуж­но для реа­ли­за­ции задач и функ­ций ФАС.

Не толь­ко неожи­дан­ные про­вер­ки явля­ют­ся голов­ной болью биз­не­сме­нов. Нико­лай Под­гу­зов, заме­сти­тель мини­стра эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, ука­зы­ва­ет, что каж­дый год ФАС откры­ва­ет дела про­тив мало­го биз­не­са, коли­че­ство кото­рых исчис­ля­ет­ся сот­ня­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев биз­не­сме­нов обви­ня­ют в орга­ни­за­ции кар­те­лей, и зло­упо­треб­ле­нии лиди­ру­ю­щим поло­же­ни­ем на рын­ке. Эти дела заня­ли 15% от всех воз­буж­ден­ных ФАС, это при­том что они прак­ти­че­ски не несут угро­зу здо­ро­вой кон­ку­рен­ции на рын­ке.

Напом­ним, что еще в 2014 году С. Колес­ни­ков, пред­став­ля­ю­щий руко­вод­ство «Дело­вой Рос­сии», в откры­тую утвер­ждал, что посто­ян­ные пер­тур­ба­ции в дей­ству­ю­щих пра­ви­лах и избы­точ­ные пол­но­мо­чия ФАС при­во­дят к неопре­де­лен­но­сти на рын­ке – биз­нес про­сто не зна­ет, чего ожи­дать от власт­ной струк­ту­ры. Есте­ствен­но, это уско­ря­ет паде­ние эко­но­ми­ки, и без того слиш­ком стре­ми­тель­ное.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments