В Нижегородской области в понедельник, 21 августа, состоялось выездное совещание Совета Государственной Думы на тему «Развитие речного транспорта в Российской Федерации».
В нем приняли участие Председатель ГД Вячеслав Володин
, руководители фракций и председатели профильных комитетов, а также губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев и заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай.
Перед совещанием депутаты посетили Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева, где ознакомились с ходом строительства судов серий «Метеор» и «Валдай».
Возрождение пассажирского речного транспорта — приоритет
В ходе совещания Председатель ГД подчеркнул, что Нужно возрождать внутрирегиональное и межрегиональное пассажирское речное сообщение. По мнению Вячеслава Володина, это сделает передвижение людей Больше комфортным и Понятным по цене.
«Наша страна имеет огромные преимущества. Мы — второе государство в мире по количеству рек, которые соединяют города, населенные пункты, — сказал он. — Нам Нужно возрождать внутрирегиональное и межрегиональное пассажирское речное сообщение не только в бассейне реки Волги, но и на других реках».
Он напомнил, что в России 16 регионов находятся на Волге, но при этом на сегодняшний день «нет сообщения между Астраханью и Волгоградом, Волгоградом и Саратовом, Саратовом и Самарой».
Председатель ГД сказал, что по итогам выездного совещания будут выработаны конкретные решения, которые затем будут вынесены на обсуждение Государственной Думы.
Реализация поручений Президента РФ
«На прошлой неделе состоялось совещание под руководством нашего Президента. Государственной Думе были даны поручения. Мы со своей стороны в обязательном порядке сделаем их приоритетом в своей работе с тем, чтобы уже осенью были приняты законы в этой части», — сказал Вячеслав Володин.
По его словам, в вопросах развития речного пассажирского транспорта может быть использован, в частности, успешный опыт Нижегородской области, где строятся суда серий «Метеор» и «Валдай». При этом он подчеркнул, что, развивая межрегиональное речное сообщение, Нужно сделать так, чтобы такие суда «доходили до Астрахани и Рыбинска».
Также граждан Интересует вопрос внутрирегиональных пассажирских перевозок, отметил Председатель ГД. «Его решить проще. В решении этого вопроса могут участвовать регионы, если будет поддержка федерального центра», — сказал Вячеслав Володин.
Развитие межрегиональных речных перевозок
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин подчеркнул, что регион сегодня фокусируется на развитии скоростных речных пассажирских перевозок — как внутри области, так и межрегиональных.
«Это импульс для развития речного туризма, городов на реке — как на Волге, так и Оке, — сказал Глеб Никитин, — Это влияет на социальное самочувствие граждан, и межрегиональное взаимодействие выходит на другой уровень».
По словам Глеба Никитина, при этом развитие подобных перевозок между субъектами РФ нуждается в дополнительных мерах поддержки: она может осуществляться по модели субсидирования межрегиональных авиаперевозок, уточнил губернатор.
Как отметил заместитель Министра транспорта Александр Пошивай, создание эффективной инфраструктуры внутренних водных путей должно сопровождаться обновлением флота и строительством новых судов.
«В 2022‑м внутренним водным транспортом перевезено Больше 116 млн тонн груза. Перевозка пассажиров по внутренним водным путям за 2022 год составила Больше 9 млн человек. При этом на Волжский бассейн внутренних водных путей приходится 59 % объема перевалки всех грузов и 32 % — перевозки пассажиров. Поэтому особое приоритетное внимание при рассмотрении вопроса развития внутренних водных путей должно уделяться именно Волжскому бассейну», — сказал Александр Пошивай.
При этом Председатель ГД и депутаты обратили внимание профильного министерства и агентства на недостаточное внимание, которое уделяется проблеме развития межрегионального пассажирского речного транспорта. Этот вопрос будет взят на парламентский контроль.
Предложения фракций и профильных комитетов
Руководитель фракции «Единая РФ» Владимир Васильев
подчеркнул важность проведения таких совещаний в регионах: это позволяет глубоко погружаться в проблематику и решать не только тактические, но и стратегические задачи.
По словам Первого заместителя Председателя ГД Ивана Мельникова
(КПРФ), развитие речного пассажирского транспорта — приоритет Государственной Думы. «явно, что в этом процессе очень много проблем. Но у тех, кто занимается этими вопросами — министерство, регионы, — есть мощный ресурс: у вас есть консолидированная позиция законодателей по этому вопросу, когда мы готовы вас поддержать. Так давайте вместе заниматься и решать эти проблемы», — обратился Иван Мельников к участникам совещания.
Он предложил по итогам совещания подготовить поручение Комитету по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры совместно с профильными министерством и ведомствами взять вопрос развития речного пассажирского транспорта на контроль и регулярно докладывать Совету Думы о достигнутых результатах.
Руководитель фракции «Справедливая РФ — За правду» Сергей Миронов
считает, что на такие цели, как развитие пассажирского речного транспорта в регионах, стоит тратить средства Фонда национального благосостояния.
Он также выступил за принятие решений по вопросу пассажирского судоходства по Волге.
Заместитель Председателя ГД от фракции ЛДПР Борис Чернышов
отметил, что необходима государственная программа подготовки кадров для речного пассажирского транспорта, которые будут развивать отрасль. По его мнению, Нужно оказать поддержку тем молодым людям, которые идут работать «речниками». Кроме того, Борис Чернышов предложил Сделать единый базовый туристический маршрут по рекам от Белого моря до Черного и Каспийского морей.
Руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев
также поддержал инициативы коллег по развитию пассажирского речного транспорта.
Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев
отметил, что подвижность населения России в три раза выше, чем других странах мира, и в этой связи вопрос развития пассажирских речных перевозок актуален.
«Сразу нужно принимать в осеннюю сессию — освободить региональные пассажирские перевозки от НДС. Себестоимость станет дешевле», — предложил Евгений Москвичев.
Также Председатель Комитета предложил упростить регистрацию речных пассажирских судов: сделать процесс по аналогии с регистрацией автомобилей.
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн
согласился с тем, что в России «Нужно в полном объеме возродить судоходство на Волге». Именно в приволжских регионах, по словам парламентария, это особенно актуально.
Кроме того, Александр Хинштейн согласился с необходимостью расширять подготовку специалистов в области речного транспорта. «Ни в одном из профильных вузов нет профессиональных тренажеров, которые позволяют готовить плавательный состав. Фактически они учатся „на бумаге“, — отметил депутат.
Председатель Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов
рассказал, что в ГД находится на рассмотрении Закон, который касается инфраструктуры речных портов. Он прошел первое чтение.
«У нас износ причалов Больше 70 %, — сказал депутат. — Бюджетного финансирования катастрофически не хватает».
«Вячеслав Викторович абсолютно правильно сказал: очень многое определяется стоимостью финального продукта. Мы с вами хорошо понимаем, что головное судно имеет совсем другую стоимость, чем судно серийное, — отметил Председатель Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев
. — Здесь очень важный вопрос, чтобы не деятельный и компетентный губернатор мог закрыть проблему отраслевую, а чтобы непосредственно профильное министерство задалось вопросом консолидации заказа и сборкой того объема продукта, в котором есть необходимость».
Источник: Сайт Госдумы РФ