Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Законодательство РФ в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности

1647_18380-250x150-2576939

Одной из основ­ных задач госу­дар­ства и обще­ства явля­ет­ся созда­ние гаран­тий без­опас­но­го про­жи­ва­ния и дея­тель­но­сти насе­ле­ния на всей тер­ри­то­рии стра­ны, как в мир­ное, так и в воен­ное вре­мя. Во мно­гих госу­дар­ствах мира при­шли к выво­ду, что для реше­ния дан­ной про­бле­мы и успеш­ной борь­бы с опас­ны­ми при­род­ны­ми явле­ни­я­ми, тех­но­ген­ны­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми ката­стро­фа­ми нуж­на целе­на­прав­лен­ная госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка.

Феде­раль­ный Закон «О граж­дан­ской обо­роне» от 12 фев­ра­ля 1998 г. № 28-ФЗ опре­де­ля­ет:

  • зада­чи граж­дан­ской обо­ро­ны и пра­во­вые осно­вы их осу­ществ­ле­ния;
  • пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • прин­ци­пы орга­ни­за­ции и веде­ния граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • пол­но­мо­чия орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Феде­ра­ции, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния и орга­ни­за­ций в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • пра­ва и обя­зан­но­сти граж­дан в обла­сти граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • руко­вод­ство граж­дан­ской обо­ро­ны;
  • силы граж­дан­ской обо­ро­ны.

В Феде­раль­ном законе дано поня­тие граж­дан­ской обо­ро­ны.

Граж­дан­ская обо­ро­на — систе­ма меро­при­я­тий по под­го­тов­ке к защи­те и по защи­те насе­ле­ния, мате­ри­аль­ных и куль­тур­ных цен­но­стей на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции от опас­но­стей, воз­ни­ка­ю­щих при веде­нии воен­ных дей­ствий или вслед­ствие этих дей­ствий, а так­же при воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра.

Феде­раль­ный закон «О защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра» от 21 декаб­ря 1994 г. № 68-ФЗ опре­де­ля­ет:

  • общие для Рос­сий­ской Феде­ра­ции орга­ни­за­ци­он­но-пра­во­вые нор­мы в обла­сти защи­ты граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции, ино­стран­ных граж­дан и лиц без граж­дан­ства, нахо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции, все­го земель­но­го, вод­но­го, воз­душ­но­го про­стран­ства в пре­де­лах Рос­сий­ской Феде­ра­ции или его части, объ­ек­тов про­из­вод­ствен­но­го и соци­аль­но­го назна­че­ния, а так­же окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­ды от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го харак­те­ра;
  • зада­чи, прин­ци­пы постро­е­ния, состав сил и средств, поря­док выпол­не­ния задач и вза­и­мо­дей­ствия основ­ных эле­мен­тов, а так­же иные вопро­сы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния еди­ной госу­дар­ствен­ной систе­мы пре­ду­пре­жде­ния и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • основ­ные прин­ци­пы защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • пол­но­мо­чия орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Феде­ра­ции, орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции и орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • госу­дар­ствен­ное управ­ле­ние в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций:

•обя­зан­но­сти феде­раль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;

•обя­зан­но­сти орга­ни­за­ций в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;

•поря­док уча­стия обще­ствен­ных объ­еди­не­ний в лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;

•при­вле­че­ние Воору­жен­ных Сил Рос­сий­ской Феде­ра­ции, дру­гих войск и воин­ских фор­ми­ро­ва­ний для лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;

•при­ме­не­ние сил и средств орга­нов внут­рен­них дел Рос­сий­ской Феде­ра­ции и орга­нов внут­рен­них дел субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции при лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;

  • пра­ва и обя­зан­но­сти граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций и соци­аль­ную защи­ту по стра­дав­ших;
  • поря­док под­го­тов­ки насе­ле­ния в обла­сти защи­ты от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • поря­док финан­со­во­го и мате­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния меро­при­я­тий по защи­те насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • про­це­ду­ры госу­дар­ствен­ной экс­пер­ти­зы, над­зо­ра и кон­тро­ля в обла­сти защи­ты насе­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций.

Феде­раль­ный закон дает поня­тия о ЧС и их пре­ду­пре­жде­нии:

  • чрез­вы­чай­ная ситу­а­ция — это обста­нов­ка на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии, сло­жив­ша­я­ся в резуль­та­те ава­рии, опас­но­го при­род­но­го явле­ния, ката­стро­фы, сти­хий­но­го или ино­го бед­ствия, кото­рые могут повлечь или повлек­ли за собой чело­ве­че­ские жерт­вы, ущерб здо­ро­вью людей или окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­де, зна­чи­тель­ные мате­ри­аль­ные поте­ри и нару­ше­ние усло­вий жиз­не­де­я­тель­но­сти людей;
  • пре­ду­пре­жде­ние чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций — это ком­плекс меро­при­я­тий, про­во­ди­мых забла­го­вре­мен­но и направ­лен­ных на мак­си­маль­но воз­мож­ное умень­ше­ние рис­ка воз­ник­но­ве­ния чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, а так­же на сохра­не­ние здо­ро­вья людей, сни­же­ние раз­ме­ров ущер­ба окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­де и мате­ри­аль­ных потерь в слу­чае их воз­ник­но­ве­ния;
  • лик­ви­да­ция чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций — это ава­рий­но-спа­са­тель­ные и дру­гие неот­лож­ные рабо­ты, про­во­ди­мые при воз­ник­но­ве­нии чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций и направ­лен­ные на спа­се­ние жиз­ни и сохра­не­ние здо­ро­вья людей, сни­же­ние раз­ме­ров ущер­ба окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­де и мате­ри­аль­ных потерь, а так­же на лока­ли­за­цию зон чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, пре­кра­ще­ние дей­ствия харак­тер­ных для них опас­ных фак­то­ров.

Феде­раль­ный закон «О пожар­ной без­опас­но­сти» от 21 декаб­ря 1994 г. № 69-ФЗ явля­ет­ся основ­ным нор­ма­тив­ным пра­во­вым актом в обла­сти обес­пе­че­нии пожар­ной без­опас­но­сти.

Во-пер­вых, дан­ный закон опре­де­ля­ет:

  • общие пра­во­вые, эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные осно­вы обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти в Рос­сий­ской Феде­ра­ции;
  • виды и основ­ные зада­чи пожар­ной охра­ны;
  • гаран­тии пра­во­вой и соци­аль­ной защи­ты лич­но­го соста­ва госу­дар­ствен­ной про­ти­во­по­жар­ной служ­бы;
  • финан­со­вое и мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние служб пожар­ной без­опас­но­сти;
  • пол­но­мо­чия орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти и орга­нов мест­но­го само­управ­ле­ния в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти;
  • пра­ва, обя­зан­но­сти и ответ­ствен­ность в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти:

•пра­ва и обя­зан­но­сти граж­дан;

•пра­ва и обя­зан­но­сти орга­ни­за­ций;

•ответ­ствен­ность за нару­ше­ние тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти;

•адми­ни­стра­тив­ная ответ­ствен­ность руко­во­ди­те­лей орга­ни­за­ций.

Во-вто­рых, регу­ли­ру­ет отно­ше­ния меж­ду орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти, орга­на­ми мест­но­го само­управ­ле­ния, учре­жде­ни­я­ми, орга­ни­за­ци­я­ми, кре­стьян­ски­ми (фер­мер­ски­ми) хозяй­ства­ми, ины­ми юри­ди­че­ски­ми лица­ми неза­ви­си­мо от их орга­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм и форм соб­ствен­но­сти, а так­же меж­ду обще­ствен­ны­ми объ­еди­не­ни­я­ми, долж­ност­ны­ми лица­ми, граж­да­на­ми Рос­сий­ской Феде­ра­ции, ино­стран­ны­ми граж­да­на­ми, лица­ми без граж­дан­ства в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти.

В‑третьих, регла­мен­ти­ру­ет:

  • нор­ма­тив­ное пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти;
  • раз­ра­бот­ку и реа­ли­за­цию мер пожар­ной без­опас­но­сти;
  • туше­ние пожа­ров и про­ве­де­ние ава­рий­но-спа­са­тель­ных работ;
  • про­из­вод­ство пожар­но-тех­ни­че­ской про­дук­ции;
  • выпол­не­ние работ и ока­за­ние услуг в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти;
  • инфор­ма­ци­он­ное обес­пе­че­ние в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти;
  • учет пожа­ров и их послед­ствий;
  • осо­бый про­ти­во­по­жар­ный режим;
  • науч­но-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние пожар­ной без­опас­но­сти;
  • под­твер­жде­ние соот­вет­ствия в обла­сти пожар­ной без­опас­но­сти.

В‑четвертых, дает основ­ные поня­тия:

  • пожар­ная без­опас­ность — состо­я­ние защи­щен­но­сти лич­но­сти, иму­ще­ства, обще­ства и госу­дар­ства от пожа­ров;
  • пожар — некон­тро­ли­ру­е­мое горе­ние, при­чи­ня­ю­щее мате­ри­аль­ный ущерб, вред жиз­ни и здо­ро­вью граж­дан, инте­ре­сам обще­ства и госу­дар­ства;
  • тре­бо­ва­ния пожар­ной без­опас­но­сти — спе­ци­аль­ные усло­вия соци­аль­но­го и (или) тех­ни­че­ско­го харак­те­ра, уста­нов­лен­ные в целях обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции, нор­ма­тив­ны­ми доку­мен­та­ми или упол­но­мо­чен­ным госу­дар­ствен­ным орга­ном;
  • про­ти­во­по­жар­ный режим — сово­куп­ность уста­нов­лен­ных нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми Рос­сий­ской Феде­ра­ции, нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции и муни­ци­паль­ны­ми пра­во­вы­ми акта­ми по пожар­ной без­опас­но­сти тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти, опре­де­ля­ю­щих пра­ви­ла пове­де­ния людей, поря­док орга­ни­за­ции про­из­вод­ства и (или) содер­жа­ния тер­ри­то­рий, зда­ний, соору­же­ний, поме­ще­ний орга­ни­за­ций и дру­гих объ­ек­тов защи­ты в целях обес­пе­че­ния пожар­ной без­опас­но­сти;
  • меры пожар­ной без­опас­но­сти — дей­ствия по обес­пе­че­нию пожар­ной без­опас­но­сти, в том чис­ле по выпол­не­нию тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти;
  • пожар­ная охра­на — сово­куп­ность создан­ных в уста­нов­лен­ном поряд­ке орга­нов управ­ле­ния, под­раз­де­ле­ний и орга­ни­за­ций, пред­на­зна­чен­ных для орга­ни­за­ции про­фи­лак­ти­ки пожа­ров, их туше­ния и про­ве­де­ния воз­ло­жен­ных на них ава­рий­но-спа­са­тель­ных работ;
  • феде­раль­ный госу­дар­ствен­ный пожар­ный над­зор — дея­тель­ность упол­но­мо­чен­ных феде­раль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, осу­ществ­ля­ю­щих пере­дан­ные пол­но­мо­чия, а так­же под­ве­дом­ствен­ных им госу­дар­ствен­ных учре­жде­ний, направ­лен­ная на пре­ду­пре­жде­ние, выяв­ле­ние и пре­се­че­ние нару­ше­ний орга­ни­за­ци­я­ми и граж­да­на­ми тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции о пожар­ной без­опас­но­сти, посред­ством орга­ни­за­ции и про­ве­де­ния про­ве­рок дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций и граж­дан, состо­я­ния исполь­зу­е­мых (экс­плу­а­ти­ру­е­мых) ими объ­ек­тов защи­ты, про­ве­де­ния меро­при­я­тий по кон­тро­лю на лес­ных участ­ках, на под­зем­ных объ­ек­тах, при веде­нии гор­ных работ, при про­из­вод­стве, транс­пор­ти­ров­ке, хра­не­нии, исполь­зо­ва­нии и ути­ли­за­ции взрыв­ча­тых мате­ри­а­лов про­мыш­лен­но­го назна­че­ния, при­ня­тия преду­смот­рен­ных зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции мер по пре­се­че­нию и (или) устра­не­нию выяв­лен­ных нару­ше­ний, и дея­тель­ность ука­зан­ных упол­но­мо­чен­ных орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти по систе­ма­ти­че­ско­му наблю­де­нию за испол­не­ни­ем тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти, ана­ли­зу и про­гно­зи­ро­ва­нию состо­я­ния испол­не­ния ука­зан­ных тре­бо­ва­ний при осу­ществ­ле­нии орга­ни­за­ци­я­ми и граж­да­на­ми сво­ей дея­тель­но­сти;
  • ведом­ствен­ный пожар­ный над­зор — дея­тель­ность ведом­ствен­ной пожар­ной охра­ны по про­вер­ке соблю­де­ния орга­ни­за­ци­я­ми, под­ве­дом­ствен­ны­ми соот­вет­ству­ю­щим феде­раль­ным орга­нам испол­ни­тель­ной вла­сти, тре­бо­ва­ний пожар­ной без­опас­но­сти и при­ня­тие мер по резуль­та­там про­вер­ки.
Больше в Трудовое правоБольше записей в Трудовое право »
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии