Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Затраты на 1 рубль реализованной продукции – формула

Затра­ты на 1 рубль реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции фор­му­ла по рас­че­ту это­го пока­за­те­ля и алго­ритм его при­ме­не­ния пред­став­ле­ны в ста­тье. Вы узна­е­те так­же, для чего нужен этот пока­за­тель.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции — формула

Сум­ма реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции рав­ня­ет­ся сто­и­мо­сти про­дан­ной поку­па­те­лю про­дук­ции. Эту сум­му мож­но най­ти в отче­те о финан­со­вых резуль­та­тах пред­при­я­тия в стро­ке «Выруч­ка». Что­бы под­счи­тать пока­за­тель затрат на 1 рубль реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции, необ­хо­ди­мо пол­ную себе­сто­и­мость реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции раз­де­лить на сум­му реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции.

Что­бы узнать, как рас­счи­ты­ва­ет­ся пол­ная себе­сто­и­мость, читай­те ста­тью «Какие затра­ты вклю­ча­ет ком­мер­че­ская себе­сто­и­мость про­дук­ции?».

Затраты на 1 рубль товарной продукции — формула

Товар­ная про­дук­ция — это сто­и­мость про­дук­ции, кото­рая была изго­тов­ле­на за опре­де­лен­ный пери­од и гото­ва для про­да­жи тре­тьим лицам. Товар­ная про­дук­ция изме­ря­ет­ся в ценах для поку­па­те­лей — про­даж­ных ценах. Вза­и­мо­связь реа­ли­зо­ван­ной и товар­ной про­дук­ции опре­де­ля­ет­ся фор­му­лой:

РП = ГП1 + ТП – ГП2,

РП — сум­ма реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции,

ТП — сум­ма товар­ной про­дук­ции в про­даж­ных ценах,

ГП1 — сум­ма гото­вой про­дук­ции на скла­де на нача­ло пери­о­да в про­даж­ных ценах,

ГП2 — сум­ма гото­вой про­дук­ции на скла­де на конец пери­о­да в про­даж­ных ценах.

Что­бы под­счи­тать пока­за­тель затрат на 1 рубль товар­ной про­дук­ции, необ­хо­ди­мо пол­ную себе­сто­и­мость товар­ной про­дук­ции раз­де­лить на сум­му товар­ной про­дук­ции.

Затраты на 1 рубль продукции — как анализировать

Рас­смот­рен­ные выше пока­за­те­ли явля­ют­ся наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мы­ми при ана­ли­зе себе­сто­и­мо­сти. Чем они ниже, то есть доля себе­сто­и­мо­сти ниже, тем выше рен­та­бель­ность и при­быль. Раз­ло­жим фор­му­лы этих коэф­фи­ци­ен­тов на состав­ля­ю­щие:

Сед — себе­сто­и­мость еди­ни­цы про­дук­ции,

Ктп — объ­ем про­из­ве­ден­ной про­дук­ции,

Ц — цена про­дук­ции.

Крп — объ­ем реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции.

Соот­вет­ствен­но, оба спо­со­ба рас­че­та дают еди­ный резуль­тат.

От каких же фак­то­ров зави­сит зна­че­ние пока­за­те­ля затрат на 1 рубль про­дук­ции? Для отве­та на этот вопрос раз­ло­жим Сед на ком­по­нен­ты:

Зпер — пере­мен­ные затра­ты на еди­ни­цу про­дук­ции,

Зпост — посто­ян­ные затра­ты.

Таким обра­зом, при ана­ли­зе изме­не­ний каж­дой состав­ля­ю­щей фор­му­лы затрат на 1 рубль мож­но выде­лить такие фак­то­ры, как:

  1. Цены на мате­ри­а­лы, энер­гию, услу­ги контр­аген­тов (Зпер, Зпост).
  2. Ресур­со­ем­кость изго­тав­ли­ва­е­мой про­дук­ции (Зпер).
  3. Коли­че­ство потреб­лен­ных ресур­сов в нату­раль­ном выра­же­нии (Зпост).
  4. Объ­ем про­из­ве­ден­ной про­дук­ции (Ктп).
  5. Цены на про­да­ва­е­мую про­дук­цию.
  6. Струк­ту­ра про­дук­ции и пр.

Ана­лиз изме­не­ний этих фак­то­ров поз­во­ля­ет выявить сла­бые сто­ро­ны орга­ни­за­ции, най­ти спо­со­бы повы­ше­ния эффек­тив­но­сти про­из­вод­ства, тем самым поз­во­ляя умень­шать пока­за­тель затрат на 1 рубль и повы­шать рен­та­бель­ность.

Итоги

Пока­за­тель затрат на 1 рубль про­дук­ции пока­зы­ва­ет соот­но­ше­ние пол­ной себе­сто­и­мо­сти к выруч­ке, кото­рые могут быть посчи­та­ны как для про­из­ве­ден­ной про­дук­ции, так и для реа­ли­зо­ван­ной. Лег­че рас­счи­тать этот пока­за­тель по реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции, посколь­ку зна­че­ния себе­сто­и­мо­сти и выруч­ки мож­но взять из отче­та о финан­со­вых резуль­та­тах. Чем ниже пока­за­тель, тем луч­ше, тем боль­ше при­быль. Если зна­че­ние пока­за­те­ля стре­мит­ся к 1, зна­чит, при­быль орга­ни­за­ции стре­мит­ся к нулю.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments